«Новые творческие мастерские» в Новой Третьяковке.
Музей — это не только картины, а посетитель вовсе не обязан ограничиваться ролью безмолвного зрителя, бродящего по залам заранее проложенными маршрутами. Выставочное пространство может быть еще и образовательным. В нем люди учатся размышлять, говорить, писать об искусстве. Или его создавать — почему бы и нет! В 2019 году Новая Третьяковка создала такое пространство, открыв «Новые творческие мастерские». Мы решили разобраться, кого, как и чему там учат. Отправились в музей и поговорили с Дарьей Пыркиной — искусствоведом, куратором и заведующей отделом образовательных программ Государственной Третьяковской галереи.
«Мастерские — это не художественная школа, а творческое пространство внутри музея. Поэтому мы работаем с широкой и не профессиональной публикой. Далеко не все наши студийцы планируют связать свою жизнь с искусством или его историей. У нас есть программы для учеников самого разного возраста — и для дошкольников (4–5 лет), и для уже зрелых людей, которые хотят разобраться в современном искусстве или заниматься творчеством. Да, мастерские — больше про творчество, чем про обучение в классическом плане»
Дарья Пыркина
Искусство — создавать, рассказывать, дискутировать
В «Новых творческих» есть четыре мастерские. В первой занимаются живописью. Вторая посвящена графике. В скульптурной мастерской не только работают в традиционных техниках, но и экспериментируют с инсталляцией и объектом. Еще одна нацелена на творчество в области мультимедийного искусства.
Впрочем, может быть, вам интереснее не создавать свои произведения, а говорить об уже существующих и осмыслять культурные процессы. Тогда вам наверняка подойдут программы «Культура текста» или «Спорный институт».
«Культура текста» рассчитана на старшеклассников, студентов и молодых профессионалов (от 16 лет). Здесь учат писать об искусстве. Причем обучающиеся пробуют себя в самых разных форматах: готовят рецензии, анонсы, репортажи, пресс-релизы, новости и т. д. На искусствоведческих факультетах до сих пор уделяют достаточно мало внимания стилистике и жанровым особенностям письма неакадемических текстов, на журналистских – описанию и анализу произведений искусства. Программа может отчасти восполнить этот пробел. Конечно, суть не только в освоении жанров текста — каждый раз автор будет иметь дело с подлинниками из собрания Новой Третьяковки и выставочными проектами. Работа непосредственно с произведениями, с одной стороны, позволит ему не писать «с чужих слов», а создавать свои интерпретации, а с другой — поможет разобраться в культурном контексте.
«Спорный институт» (14–16 лет) показывает искусство как пространство манифестов, взаимной поддержки внутри художественных групп и яростных дискуссий с оппонентами. Если истина действительно рождается где-то посередине спора, то культура прошлого столетия была как никогда близка к ней. Программа помогает научиться воспринимать достаточно непростое искусство ХХ–ХХI веков и говорить о нем — формулировать точку зрения, вести полемику, подбирать точные аргументы. Лекции подкрепляются практическими занятиями в форме дебатов и дискуссий. А еще участники программы смогут погрузиться в современный художественный контекст: будут посещать актуальные выставки, проходящие в разных музеях, встречаться с художниками и кураторами, узна́ют, как устроены отношения в этой среде сейчас.
«Переживать и познавать искусство можно самыми разными способами, в том числе и откликаясь на какие-то работы собственной художественной практикой. Невероятно важно внутри музейного пространства иметь творческие мастерские»
Дарья Пыркина
Отдельно нужно сказать про онлайн-программы мастерских. Конечно, заниматься и живописью, и особенно скульптурой в дистанционном режиме менее продуктивно, чем офлайн. Для живописи очень важно чувство фактуры, точность передачи оттенков цвета, а для скульптуры — еще и ощущение объема. Между тем произведения и их отдельные элементы воспринимаются на экране ноутбука или смартфона совершенно иначе, чем в реальном пространстве. Однако в мастерских все же есть курсы, разработанные специально для онлайн-обучения. Их главная задача — дать возможность ученикам, находящимся далеко от Москвы, познакомиться и поработать с произведениями из коллекции Третьяковской галереи.
К каждому возрасту — особый подход
В «Новых творческих мастерских» хорошо понимают, что на разных этапах ученик нуждается в разном материале и разных способах его подачи.
Программа для дошкольников ориентирована на знакомство с такими сферами жизни, как музей и художественное творчество. Преподаватели — или педагоги, или искусствоведы, которые очень давно работают с детьми и умеют говорить доступным языком о таком непростом материале, как искусство ХХ века. Дарья Пыркина отмечает, что они еще и блестящие интерпретаторы произведений, особенно тех, которые находятся в экспозиции Новой Третьяковки. Стоит сказать, что на каждом занятии самые юные студийцы будут ходить в залы.
Посещение музея с ребенком — дело тонкое. Очень важно, чтобы он не перенасытился и не устал, иначе есть риск отбить у него интерес к искусству. В ходе разработки программы этот фактор, конечно же, предусмотрели. Одно занятие — всего 2–3 экспоната. Но зато дети посмотрят их внимательно и продуктивно обсудят. А потом прямиком в мастерские — там можно будет переосмыслить увиденное, создавая свои рисунки, коллажи, объекты. В процессе творчества ребенок сможет поэкспериментировать с цветами, научится смешивать краски, по-разному накладывать мазки и освоит другие важные художественные навыки.
Подробнее о том, как ходить в музей с ребенком, чтобы не отбить у него интерес к прекрасному.
«У нас в общественном сознании существует давление фигуративного образа, а если ребенок (или уже не ребенок) нарисовал абстракцию, то это “каля-маля”. Но достаточно подняться в экспозицию исторического авангарда, и станет понятно, что искусство может быть очень разным и выход творческой энергии может быть далек от академических канонов. Соответственно, в “Новых творческих мастерских” мы не придерживаемся строгих рамок классической школы, а отталкиваемся от эмоции, переживания»
Дарья Пыркина
«Мы прекрасно понимаем, что на разных этапах развития ребята по-разному смотрят на мир и постигают разные методы и техники. Дошкольнику очень важно работать с цветами и различными вариантами интерпретации реальности через цвет — поэтому появляются зеленые слоны, рыжие волки… А почему бы и нет?»
Дарья Пыркина
Некоторые школьники младших классов продолжают двигаться по линии знакомства с музеем, а другие больше концентрируются на приобретении профессиональных навыков: могут начать осваивать живопись, рисунок, лепку или керамику — в зависимости от желания и программы. В процессе занятий ребенку поставят руку — конечно, не на уровне художественной школы, но видеть собственно эстетическое и выражать его в работе научат. А это точно не менее важно для искусства. Да и обучаются школьники на подлинниках из экспозиции Новой Третьяковки — большой плюс образовательного пространства в музее, которого художественные школы лишены. Еще одна программа, «Искусство в трех измерениях», посвящена осмыслению трехмерного пространства в произведениях, прежде всего — в работах авангардистов.
Подростки уже активно ищут занятие, которое увлечет их и в котором они смогут реализовать свои таланты. Поэтому рассчитанные на них программы скорее профориентационные. Кроме упоминавшихся видов искусства можно освоить азы графического дизайна или анимационных технологий. Занятия у ребят постарше ведут действующие художники, которые делятся с аудиторией своими находками и переживаниями.
Важно сказать, что помимо годовых программ в «Новых творческих мастерских» проходят летние интенсивы — с утра до вечера, и так каждый день в течение недели. Такие занятия — возможность не только погрузиться в какую-то одну дисциплину, но и попробовать разные виды творчества: примерить на себя роль дизайнера, мультипликатора или, например, современного художника, автора пространственных инсталляций и сложных мультимедийных объектов.
Годовых программ для студентов художественных вузов сейчас нет. Все же это компетенция академий и университетов. Вместо этого — интенсивы и воркшопы, позволяющие дополнить специальное образование, поработать с произведениями Новой Третьяковки и авторами, которые не всегда доходят до университетов и академий.
«Мы следуем заветам авангардистов и мастеров 1960-х — считаем, что художником может стать каждый. Это важный принцип наших мастерских. Поэтому мы рады людям даже с минимальным художественным опытом»
Дарья Пыркина
Есть и занятия досугового характера для взрослых профессионалов из других сфер. Бывает, что человек всю жизнь хотел заниматься искусством, но не имел такой возможности — руки не доходили. А сейчас сложилось — появилось время и силы на творчество. На занятиях преподаватели могут помочь раскрыться и увидеть детали и нюансы, которые до этого ускользали от внимания учащегося.
Один из принципов «Новых творческих мастерских» — создавать семейные программы. Самые юные ученики должны посещать все занятия в сопровождении взрослых. Но скучать, дожидаясь детей, в данном случае не придется: родители могут рисовать, писать маслом или лепить вместе с малышами в рамках таких специальных программ, нацеленных на организацию совместного творческого досуга разных поколений.
Пространство художественного эксперимента
Группы в «Новых творческих мастерских» всегда небольшие — 10–15 человек. Это важно для того, чтобы педагог мог пообщаться с каждым. Подойти в процессе работы и обсудить какой-то момент — если, конечно, у учащегося есть такая потребность.
Когда стоит задача поставить руку, все, конечно, пишут один и тот же натюрморт. Но обычно задания сформулированы максимально широко, так, чтобы человек смог проявить фантазию и выразить собственный взгляд. Направление мысли определяет преподаватель, а дальше студент осмысляет и художественно интерпретирует задачу сам. Например, в рамках программы по анимации может быть задано сделать раскадровку и показать движение. При этом учащийся сам придумывает, кто будет двигаться, как именно, куда и на каком фоне.
Педагог не критикует, указывая на ошибки, но позволяет учащемуся самому осознать, где он допустил неточность. Возьмем тот же пример с анимацией и передачей движения. После выполнения задания кадры собираются в маленький мультфильм. Ученик видит, как его рисунки смотрятся на экране, и сразу замечает, если персонаж спотыкается или хромает. А преподаватель помогает понять, как поправить рисунки, чтобы точно передать движение.
«У нас нет классического менторства. Очень важно сотворчество с учениками — взаимодействие более опытного и более юного художников»
Дарья Пыркина
Творческую смелость, воображение и умение свободно трактовать тему можно развить и в экспериментальной работе с природными (и не только) материалами. Так, в мастерских можно создавать коллажи и ассамбляжи, используя при этом не самые очевидные предметы вроде газет или ботинок. Есть даже курс, посвященный авангардной флористике.
«Для нас очень важен ситуационистский девиз “Вся власть воображению!”, потому что именно это и развивает мозги, учит нетривиальным подходам, которые очень востребованы в сегодняшней взрослой жизни. Мы все время ищем нестандартные решения, даже в самых отдаленных от искусства сферах. Для того чтобы в человеке сохранялась энергия дерзновения, благодаря которой люди летают в космос, создают сложные технические приборы, проводят научные эксперименты, ей нужно задать импульс. Он задается в том числе через опыт изучения исторического авангарда и через собственные пробы пера»
Дарья Пыркина
И конечно, художественным экспериментам очень помогает коллекция, хранящаяся в Новой Третьяковке. Она позволяет проследить ход развития искусства за последние 100 с небольшим лет, охватывает период, когда в нем происходили грандиозные перемены и интенсивные поиски новых подходов, форм, даже трактовок его сущности. ХХ век в культуре — это огромное разнообразие методов, взглядов и концепций. Фигуративное и абстрактное искусство, кинетические опыты, инсталляции, видео-арт — все это есть в Новой Третьяковке и изучается в мастерских.
Познание и творчество помогают друг другу. Во-первых, ученики могут черпать вдохновение и идеи из огромного собрания музея. А во-вторых, откликаясь на увиденное, пробуя постичь произведение изнутри творческого процесса и отчасти пройти путем художника, они начинают иначе воспринимать и глубже понимать искусство ХХ века, огромное пространство смыслов, с ним связанных. Это очень ценный опыт, который обязательно пригодится в будущем. Его тоже могут дать «Новые творческие мастерские».
текст: С. Брут
фото: Юлия Захарова / Третьяковская галерея