5 виртуальных музеев, которые обязательно стоит посетить

Популярность онлайн-музеев в связи с самоизоляцией сильно выросла. Конечно, живое взаимодействие с искусством они не заменят. Впрочем, может быть, и не стоит ставить вопрос таким образом. Все же поход в музей и его виртуальная альтернатива — совершенно разные мероприятия, каждое из которых может дать зрителю специфический опыт.

Пабло Пикассо. Большие головы. 1969 г.

Общение с искусством — это в первую очередь созерцание, размышление и эмоциональное восприятие. Конечно, репродукция на экране ноутбука или смартфона гораздо меньше способствует возникновению такого опыта, чем настоящая живопись. Ведь картину нельзя свести к тому, что изображено. Часто то, как оно изображено, гораздо важнее. А любая, даже самая качественная репродукция не может в полной мере передать колорит, мазки, фактуру произведения. К тому же ни одна онлайн-экспозиция не позволит вам рассмотреть изображение так внимательно и с такого количества ракурсов, как это возможно в музейном пространстве. И тем не менее виртуальные выставочные площадки имеют свои достоинства. Мы подобрали для вас пять онлайн-музеев, которые стоит посетить вне зависимости от самоизоляции, и на их примере попытались понять, чем интересен этот формат.

 

 

Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

Виртуальный тур по одному из главных музеев страны сделан очень понятно и качественно. Вы можете прогуляться по залам нескольких зданий Русского музея. Меня заинтересовали в первую очередь Михайловский дворец с отечественным искусством — от древних икон до живописи XIX века, корпус Бенуа, где экспонируются произведения русских мастеров конца XIX — начала ХХI столетий, и Мраморный дворец. В последнем представлено искусство ХХ века из собрания знаменитых немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг. Помимо работ Пабло Пикассо, Роя Лихтенштейна, Жан-Мишеля Баския и Энди Уорхола здесь можно увидеть и объекты советских художников-нонконформистов.

 

Кузьма Петров-Водкин. Фантазия. 1925 г.

 

Некоторые изображения сопровождаются короткими аудиолекциями, помогающими зрителю понять замысел произведений и узнать истории их создания. Так, в Михайловском дворце вам предложат поразмышлять о скрытых смыслах «Последнего дня Помпеи» — главной картины Карла Брюллова. Расскажут и о том, как Иван Айвазовский писал свое знаменитое полотно «Девятый вал», а ученик Академии художеств Илья Репин нашел сюжет «Бурлаков на Волге». Русский музей совместил по-своему завораживающую виртуальную прогулку по выставочным залам с простыми и в то же время умными историями об искусстве, которые не только расширяют эрудицию, но и предлагают подумать.

 

Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол. Без названия. 1984 г.

 

Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Онлайн-Третьяковка — это в первую очередь проверенный полезный контент: лекции, статьи, мастер-классы и онлайн-экскурсии, опубликованные на странице проекта «Лаврус» и на YouTube-канале музея. Таким образом можно ознакомиться с материалами как новых, так и уже прошедших выставок. Например, вспомнить масштабную экспозицию авангарда «Список № 1» или подготовиться к выставке «Ненавсегда», посвященной советскому искусству эпохи застоя. Еще один актуальный формат — видеорассказ об одном шедевре. Так вы узнаете истории «Демона сидящего» Врубеля, «Девочки с персиками» Серова, знаменитой иконы «Троица» кисти Андрея Рублева и других жемчужин Третьяковки. Отдельного внимания заслуживает детский проект — своеобразные видеоаудиокниги: актеры читают произведения мировой литературы для детей под ненавязчивое музыкальное сопровождение.

 

 

Впрочем, самым ярким ходом Третьяковской галереи за последние месяцы стала видеоэкскурсия по зданию в Лаврушинском переулке в исполнении директора музея Зельфиры Трегуловой и шоумена Сергея Шнурова. Конечно, это в первую очередь популяризаторский жест. Но разговор у них получился интересный — затягивает с первых реплик.

 

Музей Орсе (Париж)

Орсе — один из самых посещаемых художественных музеев мира. Он целиком посвящен произведениям 1848–1914 годов. Казалось бы, крошечный по меркам истории искусства период. Однако именно он является одним из самых ярких — временем смены парадигм, когда постепенно рушились принципы традиционного искусства, а их место занимали модернистские идеи. На эти несколько десятилетий пришлось существование, может быть, самого любимого широкой аудиторией художественного направления — импрессионизма. Вскоре после его расцвета раскрылся талант одного из наиболее популярных в наши дни художников — Винсента Ван Гога. В онлайн-музее Орсе вы сможете поразглядывать его полотна, в том числе знаменитые «Звездную ночь над Роной», «Спальню в Арле» и «Портрет доктора Гаше».

 

Винсент Ван Гог. Звездная ночь над Роной. 1888 г.

Винсент Ван Гог. Портрет доктора Гаше. 1890 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Импрессионисты, разумеется, тоже представлены с размахом: здесь и «Завтрак на траве» Мане, и «Танцевальный класс» Дега, и «Бал в Мулен де ла Галетт» Огюста Ренуара.

 

Пьер Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт. 1876 г.

 

Пьер Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт (фрагмент)

 

Из познавательных материалов можно прочитать только историю музея. А самое интересное, пожалуй, — рассматривать детали картин. И в Ван Гоге, и в импрессионистах, и в их старшем современнике, блестящем живописце Оноре Домье, больше всего поражает свобода мазка, то, с какой легкостью и одновременно точностью они писали свои образы. Онлайн-экспозиция позволит вам самолично убедиться в этом. А придет момент выбирать страну для семейного путешествия — может быть, вспомните и о Париже с его музеем Орсе.

 

MASP (Сан-Паулу).

Амедео Модильяни. Луния Чеховская. 1919 г.

Платформа Google Arts & Culture позволяет посмотреть произведения самых известных музеев мира — здесь и амстердамский Рейксмюсеум, и Лувр, и Прадо, и MoMA в Нью-Йорке. Четвертым в нашем списке стоит музей, о котором вы вряд ли слышали. Больше того — думаю, и побывать в нем смогут далеко не все. Южная Америка — не самый популярный туристический маршрут, да и привлекает она больше удивительной природой, чем плодами человеческой деятельности. Собственно, онлайн-музеи и полезны в том числе тем, что дают возможность хотя бы в формате виртуальной реальности увидеть картины, до которых не так-то просто добраться. И все же — почему именно Сан-Паулу?

Первым делом впечатляет само выставочное пространство — огромные залы с множеством картин, но размещенных не на стенах, а на прозрачных стеклянных стендах по всему помещению. Возникает ощущение леса или лабиринта, приглашающего зрителя заблудиться и погрузиться в медитативное созерцание искусства. Необычен и облик здания. MASP — один из ярких примеров современной бразильской архитектуры. Это стеклянно-бетонный параллелепипед, буквально парящий в воздухе.

В художественном музее Сан-Паулу можно не только посмотреть репродукции работ, но и посетить онлайн-выставку «Картинная галерея в трансформации». Она показывает произведения из разных стран, созданные в промежутке между IV веком до нашей эры и 2008 годом. Такой широкий охват позволяет пройти через всю историю искусства и увидеть рядом наиболее значимые и боковые течения. Небольшие тексты помогут вам сориентироваться. Интересна и экспозиция, включающая не самые «раскрученные» работы Пикассо, Модильяни, Домье, Моне и многих других европейских мастеров, а также южноамериканских художников.

 

 

Театр-музей Дали (Фигерас)

Это не привычный музей, в котором произведения стягивают на себя все зрительское внимание. Скорее, произведение — он сам, а арт-объекты звездного сюрреалиста только дополняют атмосферу пространства. Поэтому нет никакого смысла рекомендовать для просмотра какие-то отдельные картины, скульптуры или инсталляции. Лучше просто прогуляться по театру-музею и погрузиться в создаваемое им шоу.

 

Комната-иллюзия

 

Может быть, самой яркой частью экспозиции является знаменитая комната Мэй Уэст. В 1934–1935 годах художник нарисовал лицо этой голливудской красавицы в виде небольшого помещения. Губы стали софой, глаза — картинами, нос — камином с часами, а кудрявые волосы — шторами. С одной стороны, получился очень буквальный китчевый образ. С другой — он запоминается и дает зрителю возможность придумать интересную интерпретацию. Конечно, принято считать, что портрет — шутка. Но это не значит, что ему нельзя найти серьезное объяснение. В 1970-е идея комнаты-иллюзии под чутким руководством самого Дали была воплощена в музейном пространстве. Так сюрреалистический образ вышел из реальности сновидений в нашу. Впрочем, кажется, и сам музей появился оттуда же.

текст: С. Брут

фото: RUSMUSEUM.RU, TRETYAKOVGALLERY.RU

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: