Юрий Оганесян

Мы побывали в гостях у академика РАН Юрия Оганесяна, специалиста в области экспериментальной ядерной физики, научного руководителя Лаборатории ядерных реакций имени Г. Н. Флёрова в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. Нам удалось поговорить не только о физике и современном образовании, но и об архитектуре и живописи, стремительном развитии науки и технологий и даже о потенциальных возможностях каждого молодого человека.
А еще о том, как устроен этот сложный мир, как важно быть настоящим специалистом в своей профессии, но что еще важнее — как стать интересным, разносторонне развитым человеком, Не бояться сомнений и не жалеть времени на образование, приобретение знаний об окружающем нас мире и обществе — разговор получился именно об этом.

Здравствуйте, Юрий Цолакович! Огромное спасибо, что нашли время в своем плотном графике для встречи с нами и записи этого интервью!
Добрый день, Елена!

Организация Объединенных Наций объявила 2019 год Международным годом Периодической системы химических элементов. Таблице Менделеева исполнилось ровно 150 лет! Вы — первый и единственный в России ученый, чьим именем при жизни назван химический элемент. Сейчас седьмой период периодической системы завершает 118-й элемент, которому присвоено название Оганесон (Oganesson).
Да, это так!

Расскажите, пожалуйста, как начинался Ваш путь в науку? Когда Вы поняли, что так или иначе будете заниматься научной деятельностью?
Я, наверное, вас разочарую! Не собирался быть ученым, хотел стать архитектором, окончил школу с медалью, а медалисты в то время могли выбрать любой вуз и поступить в него без экзаменов. Правда, тогда в Москве было несколько институтов, где нужно было сдавать экзамены, даже если ты медалист. Совершенно естественное желание молодого семнадцатилетнего человека, ни разу до этого нигде не бывавшего, увидеть мир и попробовать свои силы, даже там, где ты имеешь некоторые привилегии, привело меня в Москву. Это был МИФИ (Московский инженерно-физический институт), где нужно было сдать два экзамена (называлось такое мероприятие собеседованием) по математике и физике. К моему удивлению, я прошел их весьма легко! А вот когда у меня забрали документы, я вдруг понял, что, похоже, я не туда попал!

А почему?
Потому, что надо было мне идти в архитектурный институт! Туда тоже нужно было сдавать экзамены! Тогда любой человек мог прийти, не предъявляя никаких аттестатов, экзамены были — живопись и рисунок. Садитесь, пожалуйста, и рисуйте, а потом мы вам скажем, надо ли вам приносить документы и сдавать приемные экзамены! Я получил пятерки по этим дисциплинам. Нужно было только забрать документы из МИФИ и принести их в архитектурный для зачисления на первый курс. Однако бумаги уже находились на проверке, и отдать их мне смогли бы не раньше, чем через три месяца. Так я стал физиком! (смеется) После окончания МИФИ меня распределили в Дубну. А дальше биография очень скучная — всю свою жизнь работаю в Дубне, никуда надолго не удаляясь! В это время образовался международный научный Объединенный Институт Ядерных Исследований (ОИЯИ), и это был 1956 год. Так что я ровесник этого института — вот и вся моя биография.

Потрясающая биография!
Не знаю, насколько она потрясающая, просто не всегда у человека в момент выбора сформировано профессиональное стремление. Часто может получиться и так, как у меня! Может быть также делом случая!

Не бойтесь проб и ошибок — у вас впереди вся жизнь

И времени?
И времени, совершенно верно!

Совсем недавно в одном из Ваших интервью я узнала, что таблица Менделеева была открыта им исключительно как ученым-естествоиспытателем. И что если не к первой трети, то к середине уже прошлого XX столетия ее смогли бы рассчитать с помощью появившихся теорий. А Вы чувствуете на себе стремительное развитие современной науки и технологий?
Конечно, и очень сильно! Когда Менделеев предложил свою таблицу, он тем самым изменил представление о том, что считать «строительными кирпичиками» материального мира. Ведь до него (Менделеева) более 22 веков считалось, что эту миссию несут атомы и атомы неделимы. В 1804 году, когда было известно 36 элементов, великий Дальтон говорил: «Вот они, атомы — суть элементы, которые соединяются в молекулы, а молекулы достраивают дальше всё остальное». То есть 36 элементов, известных в то время, рассматривались как алфавит в построении материального мира. Прошло 65 лет, и Менделеев, когда было уже 69 элементов, пришел к выводу, что их можно разделить на восемь групп, на восемь «кучек»! Но постойте! Если в буквах алфавита усматривается закономерность, и некоторые из них похожи друг на друга, то это уже не алфавит! Это означает, что «кирпичики» мироздания — атомы (элементы) — сами имеют сложную структуру, которая и создает эту закономерность. Менделеев это понял сразу и начал, что называется, «копать глубже». Он стал искать непрерывную среду — эфир, в которой зарождаются эти атомы. Только спустя 42 года после Менделеева великий Резерфорд предложил свою планетарную модель атома — ядро как Солнце, содержащее практически всю массу системы, и электроны, вращающиеся вокруг него на больших расстояниях. Полтора века спустя, можно сказать, на «своей шкуре» испытал, что всё может сильно измениться через 10−15 лет! Большая и напряженная работа в течение 15 лет, которая привела нас к открытию сверхтяжелых элементов, заняла бы сейчас в сто раз меньше времени! И это касается не только химических элементов, а всего, что мы делаем в настоящее время. Просто мы живем в такое время! Но тогда нужно понять и принять, что всё то, что мы делаем сегодня, через 15 лет безнадежно устареет и дальнейшее развитие может пойти по-другому.

Продолжая предыдущий вопрос — каким Вы видите будущее фундаментальной науки в России?
Я бы не стал делить фундаментальную науку на страны! Как и таблицу умножения. Не стоит этого делать! (смеется) По мере развития наших знаний и техники, естественно, появляются новые возможности. Эти возможности дают всё новые и новые данные, очень жестко и реалистично проверяя «на прочность» все наши теории и гипотезы. Познание, идущее издревле, тоже двигается с ускорением. Даже поэтому я не стал бы делать далеких прогнозов — новое явление или открытие невозможно спланировать. Но думаю, что нас ждет, как это принято говорить, очередная «научно-техническая революция», другими словами, — нас совсем не ждет ничего спокойного! (смеется)

Научную работу, которая была сделана за 15 лет напряженного труда, уже в этом году можно сделать в сто раз быстрее

Юрий Цолакович, Вы — физик, доктор физико-математических наук, но многие Ваши исследования находятся, что называется, на стыке дисциплин — химии, физики, математики. Наверное, в науке иначе просто невозможно? Как доступно объяснить человеку, что такое конвергентность и междисциплинарность? Как постараться не запутать, а заинтересовать школьника, да и учителя?
Прежде всего, наука — одна из разновидностей творческой деятельности. Тот же Менделеев был разносторонне одаренным человеком, его интересы были связаны не только с Таблицей. Он находил время даже устраивать, как вы говорите, «междисциплинарные» семинары. Например, семинар под названием «Цвет». Он приглашал физиков, химиков, художников, артистов, писателей и др. Физики говорили, что цвет — это излучение на такой-то длине волны, химики предлагали смешивать определенные вещества для получения, скажем, красного цвета, а художники и писатели рассказывали, на что их вдохновляют различные оттенки. Ведь самое интересное — как человек воспринимает это явление природы, которое в данном случае было цветом. Если мы говорим о Таблице химических элементов, нам интересно, как воспринимает человек это явление периодичности. Ведь ООН и ЮНЕСКО объявили 2019 годом Таблицы Менделеева, потому что она является общечеловеческим достоянием. Повторюсь: не разделяя мир на физику, химию и другие науки, любое фундаментальное открытие является общечеловеческим достоянием! И еще — мне кажется, что не только химия, физика, но и любой творческий труд требует от человека разносторонних знаний, не так ли? Требует любопытства, любознательности, восприимчивости, даже эмоций.

Говорят, если в научном поиске из ста попыток семь удачных — вы гениальны!

Наверняка Вы знакомы с такими столичными образовательными проектами, как «Инженерный» и «Медицинский» классы в московских школах, «Академический (научно-технологический) класс», «Курчатовский проект непрерывного конвергентного образования», «IT-полигон». Похоже, мальчишки и девчонки, выпускники этих классов, в будущем сформируют костяк научной элиты страны.
Отлично, что в столице есть масса возможностей для того, чтобы молодой человек выбрал, где ему попытаться найти свою точку опоры — в выборе профессии и в жизни. Другое дело, что далеко не все должны стать научными работниками — в этом совсем нет острой необходимости. Жизнь настолько разнообразна и интересна, нужны талантливые инженеры, врачи, художники, писатели, спортсмены и тренеры, артисты! Каждый должен видеть в своем выборе свое призвание. Кстати, хочу заметить, что научный труд — далеко не простое и не очень приятное занятие! Представьте, что вы идете по узкой тропинке куда-то, а потом видите, что это тупик. Вы возвращаетесь назад и начинаете всё сначала. На другой тропинке снова тупик. Опять всё сначала… Далеко не каждого человека прельщает такая жизнь. Говорят, если в научном поиске из ста попыток семь удачных — вы гениальны! Обычно — результат отрицательный, и нужно осмыслить, почему не получилось. Строишь для себя объяснение, перед тем как выбрать вторую тропинку, а потом обнаруживаешь, что твое объяснение ровным счетом ничего не объясняет, потому что вторая попытка тоже была неудачной!
Это действительно должно быть призванием, чтобы всю жизнь заниматься подобным делом! Может быть, несколько высокое слово — «призвание», но на самом деле оно имеет очень серьезную основу. Есть люди, которые влюблены в литературу, а есть и такие, которые вот так занимаются физикой! (смеется). Лично для меня иметь дело с толковым инженером или механиком так же приятно и очень интересно, как общаться с моими научными коллегами. Главное, чтобы он был хорошим специалистом!

То, что я не знаю, — это, как правило, то, что я недоучил: либо в школе, либо в институте

 

 

Абсолютно с Вами согласна! Юрий Цолакович, а что можете посоветовать старшеклассникам, которые выбрали для себя научную карьеру? Тем ребятам, которые сейчас находятся в раздумьях, но чувствуют, что наука — их призвание.
Пожалуй, первое, что бы я посоветовал, глядя сначала на своих детей, потом внуков, — не бояться этого раздумья! Эту стадию проходит каждый человек — родители говорят одно, товарищи говорят другое, еще кто-то советует третье. Ничего страшного, что ребята немного «на распутье» и не сразу сориентируются — всё придет! И еще я сказал бы молодым людям: то, что я не знаю, — это, как правило, то, что я недоучил: либо в школе, либо в институте. Годы, когда у вас только одно главное занятие — учиться и больше никаких других, — это золотая пора в жизни, и скорее всего, в дальнейшей жизни у вас просто не будет на это времени. Отнеситесь серьезно к этому периоду жизни, пожалуйста, постарайтесь получить как можно больше знаний! Не только из учебников — нужно видеть мир, слушать музыку, ходить на выставки, заниматься спортом. Очень желаю всем посещать интересные места. Словом, развиваться разносторонне, в том числе, конечно, и в обязательных для вашей профессии дисциплинах. Тогда выбор профессии просто придет сам! Но если даже вам покажется, что вы совершили ошибку, не то выбрали, не туда пошли, ничего страшного, можно остановиться и выбрать снова — у вас еще впереди почти вся жизнь!

 

 

Вы немного опередили мой следующий вопрос! В одной из статей прочитала Ваш комментарий про настоящего «хорошего специалиста»: «Формула становления хорошего специалиста проста: не перезагружать себя одной лишь наукой и расширять интеллектуальное поле — посещать театры и выставки, слушать музыку, заниматься спортом». А как это связано со становлением действительно хорошего специалиста, профессионала?
У меня была интересная история с устройством на работу. Как сейчас сказал бы, проходил интересные собеседования с двумя очень известными физиками — Андреем Михайловичем Будкером и Георгием Николаевичем Флёровым. Будкер устроил мне основательный экзамен на целый час и потом сказал: «Хорошо! Я вас беру, вы мне подходите!» А Флёров был вторым и спрашивал меня о другом — что я люблю и чем занимаюсь кроме физики. Мы говорили о драматическом театре и опере, архитектуре и живописи, о занятиях спортом. И тоже сказал — «Вы нам подходите!» Хотя в разговоре с ним не было ни одного слова о физике! Просто посмотрел он на меня, молодого человека, вступающего в свою трудовую жизнь, совсем с другой стороны! Действительно, иногда гораздо важнее понять, насколько у человека широкий кругозор, это показатель того, насколько широко он может быть вовлечен в разные задачи. Позже, когда у меня что-то получалось, Флёров говорил мне: «Вы везучий!» А мне было иногда обидно: что значит «везучий»? Я ведь работал и сам додумался до этого, при чём же здесь везение? Но много лет спустя я понял, что это была похвала.

Постарайтесь получить как можно больше знаний и, конечно, не только из учебников!

У Вас есть потрясающая фраза — «Не терять жизненных ориентиров». Поделитесь секретом — как Вам это удается?
Стараюсь в любую свободную минуту куда-то выбраться и что-то увидеть! Когда-то у меня была счастливая пора, я мог не работать в субботу и воскресенье, как все нормальные люди, — я брал билет на самолет и летел в Ленинград на выставку в Эрмитаж или на концерт. Было даже время — правда, очень короткое — когда не пропускал почти ни одной интересной выставки! В понедельник рано утром, первым рейсом — назад, в Дубну, на работу. Вылет из аэропорта Пулково в 6 часов утра! Счастливый, прямо из аэропорта Шереметьево приезжал на работу. За одно посещение выставки или концерта я получал удивительный «заряд», которого мне хватало надолго! С возрастом и моей вечной занятостью таких возможностей становилось всё меньше и меньше… Мои молодые читатели, вы должны ценить каждый день!

Юрий Цолакович, огромное спасибо Вам за интервью! Я думаю, что сегодня был по-настоящему интересный разговор — о прошлом и будущем, о науке, культуре, гармонии и, самое главное, — об очень интересном жизненном пути!
Спасибо вам также! До свидания, желаю Вам и всем молодым вокруг больших успехов!

 

беседовала Е. Рипс   фото: Н. Арефьева

 

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: