Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин написал на своем сайте: «Есть простой способ загубить хорошее дело — поручить его чиновникам и экспертам. Они напишут блестящую, но изначально мертворожденную бумагу». И впервые в нашей истории разработку проекта стратегии развития московского образования градоначальник поручил профессиональному сообществу, причем именно практикующим профессионалам: директорам и педагогам.
Зачем же потребовалось создавать новую стратегию? Неужели московское образование в кризисе? Ведь именно тогда, когда старые механизмы уже не приносят результатов, обычно и требуются новые, причем срочно. Но московское образование является одним из признанных лидеров в мире, и тому свидетельство замечательные результаты, которые показывают наши ребята. И всё-таки, зачем нужна новая стратегия? Во-первых, потому что нет никакого смысла ждать кризиса, когда уже сейчас мы можем предвидеть новые вызовы, с которыми столкнется система образования в самое ближайшее время. Поэтому, несмотря на то, что московская школа — это, без сомнения, современная школа, быть только современной ей уже недостаточно, потому что мы должны помочь нашим детям подготовиться к жизни в обществе будущего, которого пока не существует. Во-вторых, наши старшеклассники все чаще предпочитают нам интернет-образование, ну а как же быть с воспитанием ответственного человека и гражданина, с воспитанием патриотизма, с передачей важнейшего культурного кода? Именно это происходит в школе. И сможем ли мы, учителя, конкурировать с искусственным интеллектом? Или близок тот час, когда робот заменит учителя? Сразу могу зафиксировать, что группа разработчиков убеждена: робот не сможет заменить человека. Потому что воспитать человека может только другой человек, а не робот, который не испытывает эмоции, а только имитирует их. Но очевидно, что передавать информацию, быть информатором робот сможет лучше, чем любой из нас. Именно мы, учителя, способны стать для ребенка мотиваторами, интеграторами, навигаторами и, конечно же, наставниками на пути освоения образовательной программы. И тогда робот, искусственный интеллект сможет стать очень мощным инструментом в руках педагога, а не его конкурентом. Важно отметить, что самой стратегии еще нет, ее предстоит разработать. И первые черновики уже опубликованы на официальном сайте разработчиков (http://школа2025.москва). Но группа разработчиков инициировала начало работы над стратегией не с пустыми руками. У нас уже есть предложения по конкретным механизмам, которые предположительно помогут всем нам достойно ответить на вызовы будущего.
Когда учитель — единственный человек, который может открыть ребенку окно в мир знаний, идеальной системой обучения является классно-урочная. Но уже сейчас очевидно, что информация стала общедоступной, поэтому информаторами учителям быть больше не нужно. Нам нужно, чтобы на каждом занятии каждый ребенок научился сам ставить перед собой задачи, искать способы их решения — и индивидуально, и в групповой работе. Каждый ребенок должен научиться принимать ответственные решения, а для этого нам необходимо дать ему возможность постоянно выбирать. Именно для решения этой задачи мы предлагаем механизм ПОТОК — персонализированная образовательная траектория в открытых коллективах переменного состава. И это означает, что мы должны предоставить нашим детям реальную возможность выбора. Чем старше ребенок, тем большим должно быть пространство для выбора. То, что может быть выбрано, пусть будет выбрано. Что же помимо дополнительного образования может выбрать ребенок? Это и набор предметов, и уровень их изучения (базовый или углубленный): ребенок может выбрать, какие учебные проекты, в каких группах и с какими преподавателями он будет разрабатывать. Но это не означает, что ребенок может НЕ выбрать что-то по-настоящему важное, потому что базовые предметы, важные и для будущего врача, и для будущего инженера, и для будущего предпринимателя, должны быть доступны каждому ученику. Русский язык и литература, математика, история и многие другие предметы должны быть обязательными для всех детей.
Следующее предложение — механизм РОСТ, распределенное оценивание в системе талантов. Важно, чтобы школа могла учитывать образовательные достижения, которые ребенок получает не только в самой школе, но и за ее пределами: в музыкальной школе, в спортивной школе, в музеях, в театрах, в городе. Каждое достижение ребенка должно учитываться и пополнять его цифровую образовательную биографию. И учитывать это должны не учителя. Неправильно, когда тренер является одновременно и судьей. Создав систему оценивания РОСТ, мы освободим учителя от необходимости проверять тонны тетрадей и контрольных работ. Пусть большие массивы данных проверяет искусственный интеллект.
Следующий механизм — создание Урбошколы. Речь не о новом укрупнении школ в отдельные огромные юридические лица. Урбошкола — это союз школ, которые находятся на территории нескольких районов города. В границах межрайонных советов директоров. Тогда та школа, в которой сейчас учится ребенок, становится единой точкой входа в единое городское образовательное пространство на территории макрорайона. И это означает, что образовательная инфраструктура для каждого ребенка планируется не в рамках одной школы, а в рамках межрайонного совета директоров. Нам необходимо обсуждать и разрабатывать новое содержание предметных областей «информатика» и «технология». Создавать принципиально новую среду для «Школы старшеклассников». Создавать центры развития навыков XXI века — бизнес-инкубаторы, где дети смогут разрабатывать свои стартапы и реализовывать их. Необходимо создавать условия для освоения не только предметных, но и метапредметных модулей (например, «Искусство и мультимедиа», «Мировая культура» «Техника», «Природа»). Необходимо развивать игровые и симуляционные педагогические технологии. Расширять возможности детей по участию в предпрофессиональных экзаменах в школе. Также мы считаем важным разрабатывать систему сертификации образовательных программ всех участников образования ребенка. А позиция школ в рейтинге вклада в массовое качественное образование должна зависеть от результатов Урбошколы. Важнейшая группа механизмов, понятная и затрагивающая всех педагогов, — финансовые механизмы. Основополагающий принцип финансирования необходимо сохранить, и этот принцип — формульность.
Для выстраивания более плотной интеграции между старшими дошкольниками и начальной школой, между 8–9 и 10–11 классами (в рамках «Школы старшеклассников») мы предлагаем распространить норматив финансирования учеников начальных классов на дошкольников 5–7 лет, а норматив финансирования 10–11-классников — на 8–11-классников. Система учета учителя и ученика в Урбошколе (на технологической платформе Московской электронной школы) может стать основой для финансирования программ сетевого взаимодействия. Важно также обеспечить не просто соответствие уровня заработной платы средней по экономике региона, а обеспечить такой уровень заработной платы педагогов, который на несколько шагов опережал бы среднеэкономические значения, и при этом были бы зафиксированы их минимальные значения для каждого педагога. Важно договориться о единых критериях стимулирующих выплат с постепенным увеличением их доли в общей заработной плате педагогов.
Учитель школы старшеклассников должен иметь повышающий коэффициент к ученику-часу, а ежемесячная доплата классному руководителю должна существенно увеличиться, потому что именно классный руководитель становится ключевой фигурой в жизни школьника — именно он в первую очередь и должен стать мотиватором, навигатором и интегратором. При этом система оплаты труда должна стать единой для Урбошколы. И очень важно, чтобы каждый педагог понимал, из чего складывается вся его заработная плата, и не только понимал, но и смог бы также рассчитать не только ее базовую часть, но и стимулирующую.
Мы предлагаем расширить систему грантовой поддержки педагогов и создать систему сертификатов на образование для наиболее успешных учеников. Разработка стратегии продолжается. Мы приглашаем каждого педагога принять участие в этом на официальном сайте разработчиков стратегии. Вместе мы сможем подготовиться к тому, чтобы ответить на вызовы будущего и сделать нашу московскую школу одной из самых лучших в мире, а наших выпускников — конкурентоспособными в обществе, в том числе на рынке труда будущего.
Работа над стратегией продолжается! Хотите принять участие в ее обсуждении и высказать свои предложения? Мы представляем вашему вниманию портал http://школа2025.москва. Это краудсорсинговая платформа, где можно высказать свое мнение, поделиться идеями, открыть дискуссию по интересующим вопросам, обменяться полезной информацией. Все предложения будут учтены.
«Школа. Москва» приглашает всех принять участие в обсуждении Стратегии развития образования столицы до 2025 года. Вместе мы создаем будущее!
текст: И. Новокрещенов фото предоставлены пресс-службой Мэра и Правительства Москвы