В начале декабря на площадке Цифрового делового пространства столицы под девизом «Искусственный интеллект и цифровая экономика» прошел третий Международный научный форум «Шаг в будущее». Ежегодно он собирает экспертов, исследователей, практиков и управленцев со всего мира. В этом году в мероприятии приняли участие и столичные школьники — ученики ИТ-классов.
Главная тема форума-2019 — «Smart Nations: экономика цифрового равенства» — направлена на развитие и реализацию национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», а также посвящена вопросам, связанным с глобальным социальным феноменом цифрового неравенства, который возник в результате технологического прорыва новой цифровой экономики.
Гостями форума стали представители Министерства науки и высшего образования, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Министерства промышленности и торговли и Министерства экономического развития Российской Федерации, представители бизнес-сообщества, ИТ-компаний, а также российские и зарубежные эксперты.
«Наша задача — побудить бизнес вкладывать в трансформацию. Важный вопрос — кадры для цифровой экономики. Здесь мы полностью поддерживаем инициативу Государственного университета управления. Сегодня индивидуальный стержень цифровой экономики смещается к вузовской науке, что позволит обеспечить смычку науки и цифровой экономики, внедрить новые методы в обучении и новые специальности. Предвидеть сегодня, как будет выглядеть работа будущего — залог успеха трансформации», — подчеркнул заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Михаил Мамонов.
Участники бизнес-сессии обсудили вопросы внедрения принципов цифровой экономики в высокотехнологичное промышленное производство, возможности и вызовы, связанные с необходимостью цифровой трансформации российской промышленности, технологическое перевооружение и подготовку высококвалифицированных кадров.
«Мы считаем, что университеты и в целом любые высшие учебные заведения должны быть точками роста, точками инновации, точками прорыва, как раз для всего того инновационного движения, которое рождается в экономике Российской Федерации и в экономике каждой страны. Поэтому успех любого университета может и должен зависеть прежде всего от того, насколько актуальны те знания, которые получают студенты», — отметил в своем выступлении ректор Государственного университета управления Иван Лобанов.
В этом году в рамках форума состоялась сессия в формате «Вопрос-ответ», которую организовали специально для учащихся столичных ИТ-классов. Школьники смогли пообщаться с экспертами международного уровня из США, Кореи, Японии, Китая, Германии, Финляндии и Франции.
Главная задача встречи — найти ответы на вопросы по волнующей всех теме: искусственный интеллект.
Вопрос:
«Не секрет, что ученые всего мира в один прекрасный день создадут робота или машину, которая будет в состоянии не только думать, но и станет обладать теми же чувствами, что и человек. Другими словами, создадут настоящего искусственного человека! Как смогут люди жить бок о бок с этими андроидами?»Ярослав, ученик ИТ-класса
Ответ:
«Это моя любимая тема! Ну вот представьте, в один прекрасный день в новостях вы услышите, что на Землю прибыли инопланетяне! Прилетели хорошие ребята на самом деле, собираются жить рядом. Ваша реакция может быть такой — оставьте меня в покое, не нужны мне никакие инопланетяне! Но, с другой стороны, там отличный уровень развития инженерии и есть возможность построения нового уровня жизни. То же самое происходит и сейчас: если искусственный интеллект сможет оказать помощь и попытается вывести качество жизни на новый уровень, тогда, может быть, совсем неплохо “жить по соседству”. А вы что бы выбрали?»Су Юнг Ли, директор, профессор (Научно-исследовательский институт науки и технологий, Институт искусственного интеллекта, KAIST, Южная Корея)
Вопрос:
«Есть определенный тренд современности, что люди могут потерять работу, так как многие специальности просто исчезают. Как вы думаете, повлияет ли искусственный интеллект на рынок труда? Что произойдет с людьми, у которых сегодня есть работа?»Максим, ученик ИТ-класса
Ответ:
«Спасибо за вопрос, который помогает нам заглянуть в будущее, представить, что ждет наши специальности! Так вот, на мой взгляд, если мы говорим о новом рынке труда в будущем, мы, конечно, должны говорить о другом, новом обществе! Абсолютно справедливо утверждение, что некоторые профессии в будущем просто исчезнут, это правда. Например, в прошлом книги переписывались монахами — это общеизвестный факт. С изобретением книгопечатания их работа исчезла. Но, с другой стороны, другие профессии пришли на рынок! И поэтому в первую очередь нужно смотреть, что будет необходимо обществу, для того чтобы мы могли обучать и переобучать наши следующие поколения.
Общество сегодня — это люди, которые учатся всю жизнь. Так называемое “образование длиною в жизнь”. И говоря об искусственном интеллекте, мы отмечаем, что нам нужны сотрудники, готовые постоянно изменяться: учиться, подстраиваясь под меняющиеся потребности общества. Так вот, если система образования достаточно сильна, чтобы адаптироваться к этой меняющейся ситуации, создавать зачастую очень специфические, особенные знания, тогда будущее вполне благополучно. Придется поставить вопрос: а что вообще значит работа в таком обществе? Придется пересмотреть экономические модели. Вот почему так важно, чтобы школы и университеты могли готовить и адаптировать людей, помогать им очень быстро приобретать нужные знания и навыки в постоянно меняющемся мире!»Яко Дю Туа, программный специалист Секции универсального сохранения и доступности информации, Сектора коммуникаций и информации Департамента информационного общества ЮНЕСКО
«Мне удалось посетить такое интересное мероприятие, как Международный научный форум “Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика”. Оно проходило в Московском цифровом пространстве. Конференция оставила очень хорошее впечатление: мы могли попробовать свои силы в игре в VR, определить свой возраст с помощью распознавания лица и многое другое. Особенно интересным было то, что нам удалось побывать на сессии вопросов и ответов для школьников по теме “Искусственный интеллект” с ведущими деятелями в этой сфере. Было очень увлекательно поразмышлять над актуальными вопросами и послушать мнение экспертов. Считаю, что такой обмен идеями и знаниями — очень полезное и перспективное времяпрепровождение!»
Юлия, ученица ИТ-класса
текст: Ю. Горошенко фото: Н. Арефьева