Третьяковская галерея — это не просто первый общедоступный музей в России, являющийся обладателем одной из самых больших в мире коллекций русского изобразительного искусства. С момента ее открытия здесь реализовывались передовые идеи и направления музейной работы.
В отечественной музейной практике Третьяковскую галерею по праву можно считать пионером в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Павел Михайлович Третьяков анонимно жертвовал средства первому в Москве училищу для глухонемых, основателем которого был Иван Карлович Арнольд. Меценат не только выделял деньги на содержание учебного заведения, но и часто присутствовал на занятиях, общался с преподавателями. Третьяков завещал училищу значительную сумму, благодаря чему глухонемые дети 6–10 лет смогли получать качественное образование. В память об основателях с 1900 года училище для глухонемых стало именоваться Арнольдо-Третьяковским. И сегодня оттуда на экскурсии в Третьяковку приходят группы детей со своими сурдопереводчиками.
В советские годы музей не прекращал развивать проекты для людей с ограниченными возможностями здоровья, хотя и сталкивался с трудностями. «Ни для кого не секрет, что в СССР музейные здания строились без учета того, что они должны быть доступны для маломобильных граждан. Поэтому очень важной работой для нас является преодоление этих барьеров и препятствий, — поясняет директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. — Последние годы мы руководствовались очень важным для себя принципом — ставили во главу угла наших посетителей: разного возраста, разного образовательного уровня, в том числе и посетителей с ограниченными возможностями здоровья».
В 2007 году Третьяковка запустила многолетнюю образовательную программу «Музей, открытый для всех», разработанную для гостей, имеющих проблемы со слухом, зрением, опорно-двигательным аппаратом, ментальные нарушения. В течение десяти лет на всех площадках галереи проводились специальные выставки, экскурсии, праздничные мероприятия. По мнению создателей программы, каждое посещение музея — это незабываемое событие, новые эстетические переживания, лучшая мотивация для творческого самовыражения взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В апреле этого года Третьяковская галерея сделала еще один смелый шаг в работе с такими посетителями — новый инклюзивный проект «Суть вещей».
«Накопленный опыт позволил нам прийти к совершенно новому проекту “Суть вещей”, участие в котором примут группы детей с ментальными нарушениями и старшеклассники из общеобразовательных школ», — рассказывает заместитель генерального директора по научно-просветительской работе Третьяковской галереи Марина Эльзессер.
А знаете ли вы, что…
Музейная коллекция Павла Михайловича Третьякова началась с картины «Искушение» Николая Шильдера. В это не могли поверить даже современники. Выдающийся художественный критик Владимир Стасов написал Третьякову два письма. Но каждый раз получал один и тот же ответ: «“Искушение” Шильдера — это первая картина русская, которую я приобрел».
Небольшой холст 54 на 67 сантиметров Павел Михайлович купил 22 мая 1856 года и заплатил за него 150 рублей — хорошие деньги по тем временам. На них можно было приобрести деревенский дом или семью крепостных крестьян. И хотя эта картина не всегда остается в памяти у посетителей, дата ее покупки считается днем рождения художественного музея.
«Суть вещей» направлена на разработку новых принципов интерпретации искусства XX века через комплексное восприятие художественных работ — визуальное, тактильное, слуховое, пластическое. По понедельникам, когда музей закрыт для общего посещения, дети с ограниченными возможностями здоровья в спокойной обстановке знакомятся с произведениями искусства, готовят пластические перформансы, создают собственные творческие работы.
По мнению главного специалиста по образовательной деятельности Третьяковской галереи Елены Герасимовой, «такой формат работы — это возможность посмотреть на искусство другим взглядом, научиться у “особенных” детей воспринимать художественные произведения более эмоционально и естественно, убрать ту лишнюю рациональность и аналитику, к которой мы все привыкли. Искусство надо переживать. Это без слов понятно детям с ментальными нарушениями, но так непривычно для нас».
Кроме того, проект решает задачу социальной адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья. «Сейчас существуют инклюзивные классы, инклюзивные школы. Это результат определенного воспитания и формирования определенных ценностей. Школьники, у которых есть возможность познакомиться поближе с “особенными” ребятами, преодолевают многие психологические барьеры, они растут в душевном и нравственном отношении», — отмечает Эльзессер.
Знакомство со скульптурой через прикосновение, понимание картины благодаря движениям и пластике, глубокая рефлексия через художественную практику — проект «Суть вещей» открывает целый мир, в котором дети могут не просто знакомиться с сокровищами Третьяковской галереи, но и выстраивать общение друг с другом, основанное на понимании, гармонии и доброте.
текст: Л. Серебрянник фото предоставлены пресс-службой Государственной Третьяковской галереи