Мы поговорили с Мигелем Рубеновичем Маркарянцем, руководителем департамента розничных продаж, вице-президентом банка ВТБ (ПАО) о том, что такое успех, в том числе и профессиональный, кто он — директор современной московской школы, как выбрать свой путь в жизни и помочь стать счастливым своему ребенку.
Слова «банкир», «финансист» ассоциируются в первую очередь с такими понятиями, как «ответственность», «масштаб», «влияние». А какие ассоциации у вас, как у человека, находящегося непосредственно в профессии? Взгляд не со стороны, а изнутри. И какие качества характера необходимы для успеха в этой профессии?
Всё то, что вы сказали, помноженное на объем принятия решений, многозадачность и постоянно изменяющуюся действительность, в которой нужно ориентироваться, не допуская ошибок. Это то, к чему ты приходишь не сразу, по мере роста, по мере того, как ты становишься специалистом в той или иной области и растешь. А профессиональные навыки с годами становятся все более эффективными для тебя. На сегодняшний день банковская сфера предъявляет очень строгие требования к умениям. А всё то, что вы перечислили, — это данность сегодняшнего дня. Если ты хочешь быть успешным, ты должен уметь очень быстро подстраиваться под изменения, обладать способностью быстро принимать решения, брать на себя риски. Быть системным и очень быстро воспринимать огромные объемы информации. Я думаю, школьникам это в целом понятно — ведь именно они сталкиваются с огромным объемом информации.
Сейчас все говорят об успешности, часто сужая это понятие просто до степени какого-то материального благополучия. На ваш взгляд, что такое успешный человек и самое главное — что такое успешный школьник?
Успех — это очень сложно, для каждого человека он свой, но лично для меня — это получать удовольствие от той работы, в которой у тебя получается быть эффективным. И мало того — чтобы работа давала тебе не только материальное благосостояние, но и моральное удовлетворение — вот это поистине успех в той или иной области. Для школьника, ученика на сегодняшний день успех — это реализовать свои цели, которые на разных этапах школы могут быть разными. Сейчас я повсеместно слышу: хорошо сдать ЕГЭ — и это цель. Успех — это когда ты получаешь те баллы, которые дают тебе возможность поступить в выбранный вуз. Это важно. Как минимум, когда есть какая-то цель — это уже хорошо. Хуже, когда нет цели и люди двигаются вслепую. Это касается не только школы, но и нашей финансовой сферы.
То есть цель — это одна из важнейших составляющих успеха?
Она определяющая. Цель определяет направление движения. Есть такая фраза, часто говорят — скорость взяли хорошую, но направление не то. Можно двигаться в обратном направлении, можно на месте бежать. Когда у тебя есть цель и ты очень четко её представляешь, то и инструменты для её достижения вполне понятны. Хочешь сдать хорошо ЕГЭ? Сын уже говорит: «Если мне будет недостаточно знаний, ты отдашь меня на дополнительные курсы»? То есть он понимает, что без этого может быть сложно, и морально меня готовит к определенным затратам. Меня это радует, хотя, конечно, считаю, что лучше бы он справлялся в рамках той программы, которая есть. Но требования растут, потому что цели и амбиции растут, а возможностей для успешности всё меньше. Выше конкуренция, и это определяет немножко другие подходы. Что ты должен сделать сегодня, чтобы добиться успеха завтра? Невозможно это сделать в один день, к любому успеху ты идешь через этапы.
То есть это длительная, последовательная работа?
У всех по-разному, но главное — это работа и движение вперед. Сделал шаг, уточнил направление, понял, что инструменты работают и предпринятые шаги помогают, делаешь следующий шаг и корректируешь по ходу движения. Ничто не стоит на месте. Пока ты движешься в сторону этой цели, кто-то еще к ней движется — их много, и они могут двигаться быстрее.
И нужно быть достаточно конкурентоспособным, чтобы…
Это как в спорте. Тебе может не хватить сотой доли секунды, и ты уже второй. Ты уже без медалей. А прибежали почти вместе. Победитель всегда один. Важно об этом думать, понимая, что такие же амбиции могут быть у кого-то еще. Главное, с кем ты должен соревноваться — с самим собой.
И это самое трудное.
И это самое трудное. Как себе поставишь задачу, определишь потом — достиг цели или нет. Это сложно, да, непросто, но возможно.
А как вы добились успеха? Ведь у всех практически одинаковое начало — школа, университет, детские увлечения. Но у каждого человека, как мне кажется, есть какой-то отправной момент, когда он понимает, чем бы хотел заниматься в жизни, что ему действительно интересно и где он будет максимально полезен. Это может быть и случайная встреча, и детская мечта, и, как ни банально звучит, — дополнительное образование. Расскажите о своей «точке взлета».
Несколько шагов, иначе будет долго. Школу закончил сельскую, это Брянская область. В школу ходил по 2,5 километра каждый день пешком. Когда заканчивал школу, экономика начала развиваться, я понимал, что если что-то развивается, то в этом развивающемся организме можно занять свое место. Ведь когда всё хорошо и всё устоялось — сложно пробиться. Стал искать экономический вуз, старался, чтобы у меня были хорошие оценки и уделял этому много времени, закончил школу с серебряной медалью. Заканчивая вуз, пытался искать работу — было сложно. Меня спрашивали: «Вы от кого»? Я говорил: «Ни от кого. Возьмите меня бесплатно. Я вам понравлюсь». Меня спрашивали: «Вы альтруист»? Я отвечал: «Я оптимист!». Сначала ничего не получалось, переехал в Москву, параллельно с первым образованием получил второе, юридическое. Главный переломный момент — день, когда я узнал, что в одном из банков набирают людей без опыта в банковском деле и неважно, есть ли у тебя московская прописка и диплом определенного вуза. А важно было, чтобы этот человек мог всё что угодно продать, чтобы это был продавец от природы. И на первом интервью меня попросили продать что-нибудь, это был — как сейчас помню — журнал «Космополитен». Предложил прямо интервьюирующей меня девушке его купить. После этого меня пригласили на собеседование, было 300 человек, отобрали четырех. Так я попал в банк, но при этом пришлось принести жертву — отказаться от позиции коммерческого директора в московской компании с окладом в два раза больше. Это был осознанный шаг, и я пошел в банковскую сферу, потому что понимал, что она растущая. Кроме того, там были возможности ипотечного кредита и белая зарплата. В банковской сфере ты можешь развиваться, и это соответствует моему пониманию цели. Я переходил из банка в банк с повышением, добиваясь новых результатов. В группе ВТБ я десять лет, и вся моя история здесь — это история успеха. Я расту вместе с группой ВТБ, для меня это второй дом, рад этому и эмоций скрывать не буду.
Умения, которые дают сейчас в школе, — это основа для будущей успешной карьеры
Наш разговор так или иначе посвящен образованию. Последнее десятилетие — огромные перемены в банковском деле, в финансовых реалиях. Современная школа — изменения последних 5−7 лет просто завораживают. А на ваш взгляд, какие из этих изменений самые значимые? Что действительно серьезно влияет на качество московского образования?
Во-первых, подход поменялся во многом. Появились новые предметы и понятие проектной работы. Мой сын во втором классе делал свой первый проект, я помню, что для меня это было открытие — он работал с приложениями, изучал какой-то вопрос вместе с преподавателем. Умения, которые дают сейчас в школе, — это основа для будущей успешной карьеры. Много уделяется внимания современным способам обучения. Был удивлен возможностям, которыми обладает ДОгМ (Департамент образования города Москвы — прим. ред.). Лично голосовал на портале за ролик школы (голосование за лучший видеоролик эстафеты Фестивалей межрайонных советов директоров школ «Наши общие возможности — наши общие результаты» — прим. ред.), просмотрел все ролики — как проводят встречи и мероприятия — мне было дико интересно. Вовлечение детей в этот процесс, когда они не только слушают, но и сами что-то делают и участвуют в результате — это ключевое изменение. Это самое важное: раньше программа была догма — и все!
А сейчас?
Сейчас это постоянное движение вперед, это постоянный поиск. Это исходит от руководителя и чувствуется повсеместно. Это касается и того, что школы приводят в порядок. До сих пор многое нужно сделать. Есть движение вперед, меняется та среда, в которой дети находятся. Сейчас сын приходит в школу, и мы получаем электронное сообщение, что он в школе. Разве можно это было раньше предположить? Можно оставить заявку и будет приходить электронное сообщение. Комфорт — это важно. Безопасности детей уделяется огромное внимание. Просто так не зайти в школу — родитель ты или нет — неважно. Безопасность — основополагающий пункт в организации образовательного процесса.
Вы — частый гость «Директорского клуба». Как вы видите современного московского директора школы? Это ведь и учитель, и менеджер, и, наверное, финансист?
Мне кажется, что целевая модель — это эффективный менеджер-лидер. Менеджерские качества нужны для качественной организации процесса, и совсем не обязательно он должен быть выдающимся учителем. Знаете, это как история с хорошим тренером. Хороший тренер в команде — не всегда хороший футболист. И свидетельства тому — неудачи команд, где тренерами были выдающиеся в прошлом футболисты. Нужно качественно организовать процесс, сделать так, чтобы он был построен эффективно, организован был и со стороны учителей, и со стороны школьников. Мне кажется, директор должен быть лидером, которому поверят и за которым пойдут. И пример — ряд московских школ, в которых помимо того, что просто нужно делать, директора добавляют свое, авторское. У меня есть возможность с этим знакомиться, я смотрю сайт Департамента образования, интересуюсь всем. Есть просто выдающиеся неравнодушные люди, они много привносят от себя, а потом это становится достоянием всех. Итак, директор — прежде всего лидер, менеджер; педагог, наверное, не в первую очередь. Но это мое мнение! Что касается финансов — это многое определяет. Тем бюджетом, что есть, можно распорядиться по-разному. Качественно проведенные переговоры или организованная работа сэкономит деньги и принесет пользу. Это касается всего, в чем участвует директор, — понимание финансов и эффективное ими управление. Это функция менеджера — и успех в конечном счете.
О чем должен думать ребенок (и его родители) уже сейчас, если областью будущей профессиональной деятельности выбраны финансы и банковское дело? Есть ли какая-то определенная последовательность, которую бы вы порекомендовали, если школьник определился с выбором? Какой-то своеобразный алгоритм?
Чем раньше школьник определится с будущим вузом, тем больше шансов, что он будет там учиться. У каждого вуза свои требования: нужно собрать информацию и попытаться понять, какие знания необходимы, какие педагоги; какие дополнительные курсы есть, которыми можно воспользоваться. В каждом образовательном учреждении есть своя специализация, когда классы делятся по профилям, они дают такую возможность, более того — в московском образовании огромный выбор. Можно подобрать дополнительные курсы, которые помогут подготовиться к нужному вузу. Самое главное — определиться с будущим вузом или набором вузов, потому что требования примерно одинаковые. Кроме того, налегать на эти предметы. Я недавно был в одной из школ на Дне открытых дверей. Когда я увидел, какое количество видов дополнительного образования предлагается в одном образовательном комплексе, я был просто в шоке. И всем этим можно воспользоваться! Родителям надо, безусловно, помочь ребенку эффективно построить график. Уроков много, заниматься надо много, баланс между спортом и знаниями эффективно выстроить нелегко, но только совместно это возможно. Я пытаюсь — со своим сыном, нельзя сказать, что у меня всегда получается, буду объективен, но мы двигаемся в этом направлении. Важно быть в постоянном диалоге с ребенком, ну и не перегрузить его так, чтобы он просто потерял желание учиться.
Помимо умения зарабатывать деньги, не менее важно уметь с финансами работать. Согласитесь, умение пользоваться кредитной картой еще не есть финансовая грамотность. Распределять заработанное, планировать доходы и сочетать их с расходами, откладывать излишки и разумно тратить средства. Что ребенок должен знать о доходах, расходах, планировании? Посоветуйте, пожалуйста, несколько необходимых правил для реальной жизни!
Пока вы сейчас говорили — я как раз подумал. Простой совет — рубль потратил, рубль отложи и подумай, как можно заработать два рубля еще. Если ты постоянно в этой формуле будешь жить, у тебя всегда будут накопления, постоянные траты будут формировать новые амбиции. Потому что если ты потратил не рубль, а два, то надо два отложить и подумать, как заработать четыре. Десять рублей потратил — десять рублей отложи и двадцать заработай. Таким образом, чем больше будут расти твои траты, тем больше будут расти и твои амбиции, и траты на зарабатывание денег и на то, чтобы отложить. И это будет способствовать движению вперед. Нет целей, которых невозможно достичь, и нет препятствий, кроме твоих личных собственных страхов и ограничений. Люди, которые не мыслят ограничениями, в этой жизни добиваются всего, чего хотят.
Успех — это очень сложно, для каждого человека он свой, но лично для меня — это получать удовольствие от той работы, в которой у тебя получается быть эффективным
Несколько слов для наших читателей — совет, может быть, напутствия, пожелания московским школьникам, скорее всего старшеклассникам. Кто знает, возможно, именно ваши слова станут сейчас для многих той самой «точкой взлета», «отправным моментом»?
Самое главное — я хотел бы пожелать всем амбициозных целей — самых амбициозных, которые они могут себе представить. Я бы хотел пожелать им, чтобы они думали о своем здоровье. А спорт и баланс в жизни между тем, что тебе хочется делать, и что тебе позволяет расти, помогает достигать этого состояния. И третье, думаю, это самое важное, — как можно скорее определиться в том, что тебе нравится и интенсивно вкладывать в это ресурсы. Потому что иначе, какими бы талантами ты ни обладал, если ты не будешь их в себе развивать и приумножать, это останется просто, знаете — так. Будут вспоминать, что когда-то ты делал это хорошо. Если ты хочешь стать великим математиком, ты на математику должен тратить большую часть своего времени. А если ты хочешь стать великим математиком и играешь при этом весь день в футбол, то, может быть, нужно на футбол переориентироваться? Хотя еще раз говорю — ничто спортивное не должно быть препятствием. Все выдающиеся люди достаточно гармоничны, они и спортом занимаются. Я вот продолжаю заниматься спортом.
Каким, если не секрет?
Я играю в футбол, люблю рыбалку, летом прошлого года увлекся гольфом, всегда играл в волейбол и баскетбол, пинг-понг, в дартс играю хорошо. И мне хватает на это времени. Это ограничение, когда говорят, что на это нет времени. На всё всегда есть время, если его хорошо спланировать, и даже на нашу с вами беседу! Я где-то читал, что дети, которых приводят в первый класс, — все гениальны. Все демонстрируют признаки гениальности. Самый главный совет родителям, я и про себя говорю, как про родителя, — не убить в детях эти задатки. Дать ребенку возможность проявить себя в том, в чем он действительно силен. И не пытаться через ребенка реализовать свои амбиции. Очень часто родители пытаются реализовать свои амбиции через своих же детей.
То, что, может быть, не удалось у них, как-то проецируется на детей?
Этого нельзя делать. Ребенок сам покажет и подскажет, что он хочет. Ваша задача — помочь ему в этом. Сын с некоторых пор начал говорить мне, что хочет заниматься большим теннисом. Когда он стал говорить мне это часто, после месяца уговоров я нашел секцию, и он стал заниматься. После чего сын сказал, что ему этого мало и что он хочет еще. «Давай посмотрим на твою успеваемость, и если она будет меня устраивать так же, как и твое рвение в теннисе, то мы увеличим количество занятий. Но сделаем это в выходной день», — говорю я. То есть, чтобы и уроки не страдали. «Я в выходной хотел бы поиграть», — говорит сын. «Определись! — отвечаю. — Либо это, либо это». И вот попытка договариваться с ребенком, это умение с ним договариваться — самое сложное, чему я учусь до сих пор. Не всегда это получается. Я бы родителям также посоветовал прислушиваться к своим детям. Ведь самое главное — чтобы они счастливы были. Слушать своих детей и давать им возможность развиваться в том направлении, в котором они сами хотят. Мне кажется, это самое главное, — и тогда дети нас удивят. Сами. Мой сын удивляет меня каждый день.
Победитель всегда один. Важно об этом думать, понимая, что такие же амбиции могут быть у кого-то еще. Главное, с кем ты должен соревноваться — с самим собой.
Мигель Рубенович, огромное вам спасибо! Сегодняшний наш разговор, совершенно уверена, будет полезен и интересен для наших читателей — школьников, их родителей, учителей и директоров московских школ.
Спасибо вам, было очень приятно! Всем хочу пожелать удачи и успеха, амбициозных целей. Ничего не бояться — наши дети всё смогут. Спасибо!
текст: Е. Рипс фото: Н. Арефьева