Через сердца. Через поколения. Наталья Матюхина (Родимцева)

Школьный музей воинской славы 13-й гвардейской стрелковой, прославленной, дважды Краснознамённой, орденов Суворова и Кутузова дивизии генерала Александра Родимцева.
На пожелтевших фотографиях, письмах с фронта, на многочисленных планах сражений и стареньких документах — живая история великой страны.
Пробитые каски, пулеметные ленты, документы и ордена — не просто безмолвные музейные экспонаты. Это свидетели и ровесники событий, о которых нельзя забывать.
О знаменитых сражениях, изменивших ход истории, и о сегодняшней жизни музея нам удалось поговорить с дочерью Александра Родимцева, Натальей Матюхиной, бессменным хранителем и экскурсоводом музея воинской славы школы № 2086.

 

 

Наталья Александровна, спасибо, что нашли время для встречи с нами! Ваш отец, Александр Ильич Родимцев, был в боях с первых дней Великой Отечественной войны (это даже не упоминая испанскую кампанию). С ноября 1941 года — он командир 87-й стрелковой дивизии. В составе 40-й армии ведет успешные оборонительные и наступательные бои на курском направлении. Но эта информация доступна, ее может сейчас получить любой человек — можно открыть книгу или заглянуть в Интернет. А нам очень хотелось бы, чтобы Вы поделились своими воспоминаниями об отце!
Вот очень правильно Вы сказали, что он начал воевать еще в Испании. Знаете, в составе общества памяти полководцев мы ездили на 60-летие боев в Испании. Отец в молодости был отличным пулеметчиком. Я увидела те самые места, где они воевали — там песок, как пепел от папиросы. Мне просто стало страшно — где можно было там уберечь солдат, как организовать боевую позицию? Однако бои проходили удачно, отец, как настоящий командир, помогал очень многим — разные ситуации бывали! Однажды, по рассказам отца, у одного пулеметчика застопорило ленту, папа подбежал, хотя находился на открытой местности и сильно рисковал собой — его могли просто сразу застрелить! И починил пулемет! Только отцовский профессионализм и знание пулеметного дела решили исход сражения — в этом бою они победили. Я еще читала воспоминания папиных друзей — Родимцев мог на стене выбивать выстрелами свое имя, такая военная подготовка по пулеметному делу! Одно из моих самых ярких воспоминаний — отец должен встретить меня на вокзале Иркутска. Я — ученица четвертого класса, со мной целых пять чемоданов багажа, и еду я одна! И еще абсолютно не уверена, где именно я схожу — ведь в дороге выяснилось, что есть Иркутск-1 и Иркутск-2! Я каким-то чудом догадалась выйти все-таки в «первом Иркутске». Поезд стоял всего две минуты — и вдруг влетает отец! Он мне всё сказал по поводу пяти чемоданов (смеется), выкинул их прямо на перрон, меня схватил в охапку — и в последнюю минуту мы с ним выпрыгнули уже из набирающего ход поезда! Мы с отцом всю жизнь очень ясно чувствовали друг друга — я, еще несмышленыш, сошла именно там, где меня ждал папа.

 

Мы с отцом всю жизнь очень ясно чувствовали друг друга

 

А каким человеком он был?
Вы понимаете, он, к сожалению, нечасто оставался дома, он полностью принадлежал работе и армии. Но в те редкие моменты, когда папа был все-таки дома, в семье, и я могла с ним разговаривать, я старалась не занимать его время, не отягощать его мысли, понимала, что он очень устает. Единственно, как я могла хоть немного помочь ему — это отвечать на письма, которые в большом количестве приходили к отцу. Это всё были письма его однополчан, фронтовиков.
У отца была интересная черта — он мог учить, не навязывая своего мнения. Например, как важно изучать историю Родины, как заботиться о родителях и что такое настоящая дружба. И все это он показывал на личном примере, никаких нотаций ни разу в жизни я от него не слышала! Наверное, даже неосознанно я всю жизнь пытаюсь поступать так, как поступил бы отец.

 

У отца была интересная черта — он мог учить, не навязывая своего мнения. Всё показывал на личном примере, никаких нотаций ни разу в жизни я от него не слышала!

 

Наталья Александровна, мы находимся в уникальном школьном музее воинской славы. Он был создан еще в 1975 году руками самих ветеранов и их детей, учеников и педагогов. Спустя пять лет за проделанную работу музей был удостоен звания «народный». Наталья Александровна, расскажите, почему музей был основан именно в школе № 2086?
Да, так получилось, что музей 13-й гвардейской прославленной, дважды Краснознамённой, орденов Суворова и Кутузова дивизии (не каждой дивизии такое имя присваивается!) основан именно в этой школе. Иван Никитич Самчук и мой отец, Александр Родимцев, жили здесь неподалеку и договорились с руководством школы, чтобы это место стало бы площадкой для встреч ветеранов, чтобы здесь «прописалась» эта дивизия. Вы видите на стенах портреты Жукова, Родимцева, Жадова, Комарова, Бельского, Бакланова, Самчука. Многие ветераны приносили памятные вещи, в том числе личные, которые впоследствии превратились в самые настоящие музейные экспонаты. Сейчас в музее два зала. Первый — зал Победы, вы видите карту боевого пути дивизии, портреты воинов, схемы операций. Второй зал — Сталинградский. Здесь схема боев под Конотопом, фотографии вручения гвардейского знамени, стена «Мамаев курган», витрина с артефактами из Сталинграда. Но словами всего не расскажешь — сюда нужно прийти.

 

Когда я возлагала цветы к памятнику дивизии отца, стоявший сзади меня мужчина произнес: «Им здесь досталось!»

 

Наталья Александровна, Ваш отец участвовал в Сталинградском сражении — битве, изменившей ход истории Европы и мира. В начале сентября 1942 года 13-я стрелковая дивизия вступила в свой, наверное, главный бой — под шквальным огнем бойцы переправились через Волгу и выбили немцев из прибрежных районов Сталинграда.
Я побывала на могиле 13-й гвардейской дивизии, которой командовал мой отец. Представляете, это была единственная дивизия, у которой захоронение расположено в самом центре города! Потом я побывала на Мамаевом кургане, я шла по нескончаемой лестнице, и там тоже есть памятник дивизии отца. Когда я возлагала цветы к мемориалу, стоявший сзади меня мужчина произнес: «Им здесь досталось!» И сейчас, когда я смотрю кинохронику, понимаю, что только мужество наших бойцов решило исход сражения. Это они, две тысячи солдат, переправлялись через горящую Волгу! У меня даже ветераны спрашивали часто: «Как это — горящая Волга? Это же река!» Я объясняла, что разлился мазут, нефть, а сверху бомбили — так вот, солдаты шли через огонь, чтобы спасти город! Как они форсировали Волгу, как они выстояли — никому неизвестно! Но они выстояли в эти дни Сталинградской битвы! Отец вел бои за каждую улицу, за каждый пролет дома. Это у отца еще из Испании — именно оттуда он взял тактику боя за каждый кусок земли. 13-я дивизия отца, его бойцы, которые стояли насмерть — они освободили Сталинград.

 

 

Не секрет, что люди, прошедшие войну, не очень любили часто вспоминать всё, что им пришлось пережить — слишком тяжело далась Победа, слишком близко еще была память о тех событиях. Что самое запоминающееся Вы слышали из рассказов отца?
Вот то, что Вы сейчас сказали — это абсолютно точно! Практически никто из фронтовиков дома о войне не рассказывал. Я Вам лучше расскажу о потрясающих людях! Уже после войны, когда я стала заниматься музеем, сюда стали приходить ветераны. Был такой ветеран Илья Воронов, пулеметчик — это он стоял в доме Павлова. Он получил 15 ранений, но продолжал бой. Это был удивительный человек — ни хитрости, ни показушной храбрости, ни желания выглядеть умнее и опытнее других — ничего этого в нем не было! Мой отец относился к нему с огромным уважением, очень ценил его как талантливого кадрового офицера и отличного специалиста, на различных встречах ветеранов они почти всегда сфотографированы вместе. Именно такие люди и составляли гранит 13-й гвардейской дивизии.

 

Как они форсировали Волгу, как они выстояли — никому неизвестно! Но они выстояли в эти дни Сталинградской битвы!

 

Наталья Александровна, в преддверии Дня Победы, пожалуйста, пожелайте что-нибудь школьникам: и старшеклассникам, и еще совсем маленьким — тем, кто приходит в Ваш музей, и тем, у кого эта экскурсия еще впереди.
Вы знаете, я по роду своей работы выступала и выступаю во многих школах — и в Москве, и в других городах. Я очень рада за наших детей и за нашу школу, что здесь сохранилась память об этой легендарной битве, о легендарной дивизии. Это слово уместно здесь так же, как актер бывает «народным». Что представляла из себя 13-я гвардейская дивизия? Любой фронтовик вам ответил бы, что это монолит и гордость нашей армии. Ребята часто спрашивают меня: «Как они сумели переправиться в последний момент?» Удивительно — но действительно, почти в последний момент они сумели это сделать и спасли город.
Школьники, когда приходят в стены музея, интересуются стендами «Герои 13-й гвардейской дивизии» и «Герои битвы за Москву». Там есть и Зоя Космодемьянская, и ночная Москва показана во время светомаскировки, чтобы самолеты не смогли бомбить город и Красную площадь.
И самое главное — если родители прививают память об истории, если в доме кроме сотового телефона у ребенка есть книжки, и если эти книжки они хотя бы иногда с родителями вместе читают — тогда дети знают про войну, знают нашу историю!

 

 

текст: Е. Рипс   фото: И. Ерамасова

 

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: