Анна Макарова

Учитель высшей категории с 13-летним стажем и обладатель Гранта Мэра Москвы за вклад в развитие проекта «Московская электронная школа». Автор нескольких десятков интерактивных учебных приложений по математике, русскому языку и окружающему миру. Не только учитель начальных классов, но и педагог дополнительного образования. Увлекается плаванием, играет в шахматы, с удовольствием водит машину и осваивает мотоцикл. Знакомьтесь — победитель конкурса «Учитель года Москвы – 2019» Анна Макарова.

 

Здравствуйте, Анна! Насколько верно я смогла представить вас нашей аудитории и о чем я забыла сказать?
Знаете, я с детства была очень активным ребенком, увлекалась танцами, музыкой, живописью. Сейчас ничего не изменилось! (смеется) С годами моя активность, похоже, только выросла. У меня по-прежнему очень много увлечений, и я стараюсь сейчас максимально разумно планировать свое время, чтобы его хватило на всё задуманное.

Раскройте секрет, как у вас это получается? Уверена, заинтересует многих: как вы планируете день, чтобы всё успеть?
Самое главное — я жаворонок! С легкостью могу встать в четыре часа утра и при этом буду бодра, весела и энергична! Очень люблю утро, для меня это лучшее время — планы на сегодня, анализ дня вчерашнего. Не могу сказать, что семья с восторгом принимает мою раннюю активность, но им приходится с этим мириться!

Анна, давайте начнем с самого начала! Были сомнения после школы: куда пойти учиться, кем быть, где работать? Как получилось, что вы выбрали учительскую профессию?
Какая девочка не мечтает стать учительницей?! (смеется) Вот и я не была исключением — сажала перед собой кукол и играла в школу. А если серьезно, было много разных мыслей — куда пойти учиться. И когда нужно было определяться, я знала самое важное: я лидер и хочу вести за собой других. Мне всегда казалось, что в школе учитель открывает перед детьми «веер» дорог и предлагает найти свой путь. Вот так я выбрала педагогический вуз.

Значит, для учительской профессии необходимы лидерские качества?
Безусловно! Педагог — это ориентир, союзник, помощник, человек, который должен быть интересен ученикам!

Учитель начальных классов — это что-то особенное? Или «облегченный вариант» педагога — ученики ведь еще маленькие! Самое главное — научить читать-писать-считать и следить, чтобы детки были здоровы? Или как раз начальная школа — то самое место и время, когда на всю жизнь закладываются не только знания, но и основные человеческие качества?
Современные дети уже задолго до школы неплохо читают, считают и с легкостью печатают письма Деду Морозу! Спасибо за это их родителям и воспитателям! Я убеждена, что начальная школа — это особенный период. Не секрет, что первые годы развития ребенка, начиная с рождения — это время колоссального прорыва. То же самое можно сказать и об обучении в школе с первого по четвертый класс. Многие говорят, что учитель начальной школы — это вторая мама, которой ребенок доверяет самое дорогое — себя. И еще очень важно, что именно в этом возрасте дети максимально открыты для общения, для новых знаний и исследований. А самое главное — в это время все дети хотят учиться! И наша задача — научить их учиться, не уничтожить это желание, чтобы детям хотелось идти в школу, хотелось получать новые знания. Мы, учителя начальной школы, так же, как и предметники, работаем на общий и на сегодняшний день главный результат — воспитание успешной личности. Мы хотим, чтобы наши ученики были успешными — и ежедневно на уроках, и при сдаче экзаменов, и участвуя в олимпиадах, и в целом в жизни тоже!

 

Я убеждена, что начальная школа — особенный период… в это время все дети хотят учиться!

 

Наверное, не будет преувеличением сказать, что Московская электронная школа изменила жизнь столичных учителей, школьников и их родителей. Какие перемены произошли в вашей профессиональной жизни с появлением МЭШ?
Московская электронная школа действительно объединила всех — и учеников, и учителей, и родителей. Преподаватели разрабатывают уроки, приложения, электронные пособия, делятся опытом друг с другом. Получается, что мы совместно обучаем наших учеников. Каждый учитель, работающий в МЭШ, может стать учителем для всех детей. Знаете, создается такая единая образовательная среда. Ребята могут пользоваться всеми материалами, искать их в Библиотеке и проводить самодиагностику. А еще МЭШ не только оптимизирует процесс обучения, но и делает его крайне увлекательным!

Анна, 13 лет учительского стажа — это серьезно! Скажите, вы никогда не задумывались о смене профессии?
Соглашусь с вами, что 13 лет — действительно немало! (смеется) Но за эти годы я ни разу не пожалела, что выбрала эту профессию. Быть хорошим учителем — трудно, и поэтому не каждый пришедший работать в школу остается там. Не секрет, случается так, что, проработав какое-то время в школе, понимают, что «не по силам», и уходят.

 

МЭШ не только оптимизирует процесс обучения, но и делает его крайне увлекательным!

 

А что такое «хороший учитель» в вашем понимании? Уверена, что этот вопрос волнует многих!
Мне кажется, хороший учитель в первую очередь ориентируется на личные качества ребенка. И уже только потом он занят преподаванием дисциплин и межпредметными связями. Хороший учитель — это тот «эмпатийный» человек, который понимает ребенка, ученика, может раскрыть его способности и направить для достижения конкретного результата. Всё это, конечно, нелегко! Но я абсолютно уверена, что учитель просто обязан создавать трудности и для учеников! Причем трудности посильные, трудности, которые будут находиться в зоне его возможностей, в зоне его ближайшего развития. Учиться должно быть трудно — в этом и интерес обучения.
Ну а моя самая большая учительская радость — это, безусловно, результаты, которых достигают мои ученики!

 

 

Педагог — это ориентир, союзник, помощник. Это человек, который должен быть интересен ученикам!

 

Давайте поговорим о конкурсе «Учитель года Москвы – 2019», который стал для вас и счастливым билетом, и моментом профессионального призвания. Как возникла мысль участвовать?
Я убеждена, что учитель обязан постоянно развиваться, непрерывно самостоятельно обучаться, а такие конкурсы, конечно, способствуют профессиональному росту учителей. В этом году я стала участником и призером метапредметной олимпиады для учителей, которая называется «Московский учитель». И когда я увидела свои результаты, поняла, что не стоит упускать шанс и заполнила анкету на сайте конкурса!

Не секрет, что конкурс состоит из многих этапов и промежуточных состязаний. Что было для вас самым трудным и самым важным?
Любое конкурсное испытание требовало серьезной подготовки. В московском конкурсе не бывает мелочей. Но прежде всего «Учитель года Москвы» — это люди. Поэтому я рада, что у меня была возможность даже просто пообщаться с ними — это бесценный опыт. Конкурс — очень яркая вспышка в моей жизни, я благодарна судьбе, что обстоятельства сложились именно так. Я оказалась в атмосфере профессионального праздника, в этом конкурсе у меня не было соперников — только друзья, коллеги и единомышленники!

 

Хороший учитель — это тот «эмпатийный человек», который понимает ребенка и может раскрыть его способности

 

Но для вас конкурсная история не закончилась. Впереди — подготовка к федеральному этапу — «Учителю года России». Пожалуйста, расскажите о самом интересном — о подготовке, планах, ожиданиях!
Сейчас идет активный и, наверное, самый увлекательный период подготовки. Будет несколько конкурсных испытаний: урок, внеурочное занятие, мастер-класс.
Всё это очень ответственно — я прекрасно понимаю, что мне нужно будет представить одну из самых сильных образовательных систем мира — столичное образование! Буду стараться показать, как работают современные московские учителя.

Предлагаю немного поработать в формате «блиц» — в режиме быстрых вопросов и ответов. Вы когда-нибудь рассматривали для себя работу со старшими классами?
Я как раз с этого начинала, работала учителем английского языка, у меня были ученики со второго по девятый класс!

Почему решили уйти на начальные классы?
Со временем поняла, что начальная школа больше мне подходит и мой КПД выше, когда я работаю именно с этим возрастом!

С ними легче? Труднее? Интереснее?
Работать непросто с детьми любого возраста! Но в начальной школе дети открыты полностью, смотрят на тебя горящими глазами, отдают себя без остатка — это не может не нравиться и не может не подкупать!

 

Если тебе тяжело, значит, ты идешь в гору!

 

Ваш любимый предмет в школе, когда вы сами были ученицей?
Когда училась в школе, больше любила предметы гуманитарного цикла. А вот уже в университете у меня была единственная четверка — по ботанике. Друзья шутили, что значит, я точно не «ботаник». (смеется) Сейчас мне больше всего нравится преподавать детям математику.

Ваш самый действенный, «работающий» рецепт, если у ваших учеников что-то не получается?
Всегда рассказываю им, как ребенок учится ходить. Нужно вставать и падать, набивать себе шишки. Самое главное — не останавливаться!

А если что-то не получается у вас?
Поступаю точно так же! Если тебе тяжело, значит, ты идешь в гору! (смеется)

Планы на будущее — что в ближайшей перспективе?
Ближайшие? В сентябре достойно представить московское образование на конкурсе «Учитель года России». Затем я планирую обучение на курсах повышения квалификации в Высшей школе экономики и в театральном училище имени Щукина. С сыновьями подготовиться к сдаче экзамена на желтый пояс джиу-джитсу и всё-таки освоить мотоцикл…

Анна, огромное вам спасибо!
Спасибо!

 

беседовала Е. Рипс    фото: Е. Пугно, Московский центр качества образования

 

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: