Сегодня как никогда популярно стало отправлять детей на дополнительные занятия, кружки и секции. Только иногда оказывается, что ребенку это совсем не интересно. Как пробудить у него интерес к кружкам и секциям и нужно ли это делать? Как понять, какие хобби школьнику по душе, и при этом не перегрузить его?
Об этом и не только журналу «Школа. Москва» рассказал педагог-психолог школы № 830 Виталий Михайлович Пашков.
Всему свое время
Дополнительное образование помогает получить положительные эмоции от общения с единомышленниками, от результата своей деятельности, от возможности развить свои таланты. Оптимальный возраст для начала посещения допзанятий, по мнению таких известных психологов, как Фрейд, Пиаже, Эльконин, Выготский, составляет 6–8 лет. Однако начать никогда не поздно. Все индивидуально, и необходимо смотреть на психологическое состояние ребенка, его занятость, мотивацию. В среднем двух секций — например, творческой и спортивной направленностей — будет достаточно. И желательно, чтобы они были не каждый день: у ребенка должно быть личное время — для игр, отдыха, встреч с друзьями.
Дополнительные занятия — это очень полезный опыт. Даже если в будущем мы не обращаемся к полученным там знаниям, это не значит, что они никогда нам не пригодятся. Считается, что у людей, которые ходили в детстве на различные кружки, более широкий кругозор. Влияет ли это на успешность человека в целом? Сложно сказать, но вполне возможно, что это дает некоторое преимущество.
Не «кормите» страхи
Вашему ребенку не нравится вообще ничего? На все предложения записаться в какую-нибудь секцию он отрицательно качает головой? Это может говорить об отсутствии у него мотивации или понимания того, как себя реализовать в этой секции или кружке. Может быть, он боится, что не получится нарисовать красивую картину в художественной школе? Или собрать робота на уроке робототехники? Боится, что не получится подружиться с ребятами, с которыми он будет ходить на занятия? Страх не достичь успеха или получить негативный результат иногда может возникать из-за отрицательного опыта родителей. К примеру, если ребенок когда-то хотел на бокс, а папа не пустил, потому что «могут выбить зубы, как другу Кольке в моем детстве». Понятно, что детство папы было совершенно не таким, как у его сына. Но слова ведь уже сказаны? Страх зафиксирован. В будущем сын, вероятнее всего, начнет обходить спортивные секции стороной.
Родительские страхи могут «подкармливать» страхи детей. Это довольно серьезная проблема, и в некоторых случаях она может привести к потере у ребенка мотивации, интереса к поиску нового увлечения. Более того, по мере взросления у него могут возникать трудности с выбором профессии, сомнения в собственных решениях. Поэтому, если вас беспокоит, что вашему ребенку не интересно дополнительное образование, задайте себе вопрос: а не делились ли вы с ним своими страхами? Если нет, тогда, возможно, вы предложили ребенку слишком большой список кружков и секций: он не смог определиться и решил, что лучше вообще никуда не идти. А может, его внимание сосредоточено на чем-то другом? Или он просто не знает, что в кружках бывает интересно и там можно получить массу впечатлений, навыков и эмоций. И вот тут мы плавно переходим к теме «Как заинтересовать?».
Вызываем интерес, направляем
Лучший способ увлечь ребенка и заинтересовать его какими-то секциями — это чаще и разнообразнее проводить с ним досуг. Например, совместные прогулки на велосипеде могут вдохновить на занятия спортом. Пазл или лего, собранные вместе с папой, — на поход в кружок робототехники. Просмотр фильма о героическом подвиге врача или находке выдающегося изобретателя может пробудить интерес к какой-то из этих сфер и подвигнуть на посещение занятий по этой тематике. Важно также объяснить ребенку, что в любой области есть что-то, что может его заинтересовать, — надо только поискать. Предложите свою помощь в этом.
Но что делать, если сыну или дочери интересны только компьютерные игры, спросите вы? Тут важно проанализировать, какие именно игры нравятся вашему ребенку, и предложить подобное хобби в реальности. Например, если это Minecraft, где нужно конструировать и строить, предложите ему присмотреться к кружку юного конструктора. Если это Dota, где важно умение стратегически мыслить, научите его играть в шахматы — возможно, ребенку это понравится и в дальнейшем он начнет ходить в шахматный клуб. Изучайте компьютерные игры и ищите альтернативы в реальности.
Тест на хобби
Самый лучший способ понять, чего хочет ваш ребенок, — это пообщаться с ним. Тепло, доверительно, по-дружески. Если же говорить о психологических тестах, то лучшим я бы назвал тест «Нарисуй человека и расскажи, о чем он мечтает», в котором всё, что ребенок будет рисовать и говорить, относится к нему самому. Можно также попросить его нарисовать несуществующее животное или «дом — дерево — человек». Все эти методики можно найти в интернете — они помогут разобраться, что на самом деле нравится ребенку, а что нет, насколько он вам доверяет и что вызывает у него дискомфорт. Тесты помогут не только лучше изучить сферу интересов ребенка, но и в целом понять, как он себя чувствует.
Говорите с детьми — это очень важно. А если хотите научиться лучше их понимать, почитайте книги Юлии Гиппенрейтер и «Общую психологию» Анатолия Маклакова. Ну и конечно, не стесняйтесь обращаться к школьному психологу за советом.
Ребенок хочет все и сразу
Обратная ситуация — когда ребенок хочет записаться на все кружки сразу. Это может говорить о широте кругозора ребенка, что само по себе очень хорошо. Но подумайте, достаточно ли у него свободного времени. Если нет, то не стоит в назидательной форме пытаться убедить его, что все, что он выбрал, — полная чепуха. Побеседуйте с ребенком как друг, порассуждайте о его интересах. Спросите, почему он хочет именно в «музыкалку» или именно на бокс, — в ходе таких разговоров, как правило, некоторые варианты отсекаются сами по себе. Список сократится, и будет проще определиться с тем, на каких кружках остановить выбор.
Бросил, и больше ничего не нужно
Такое иногда случается из-за потери интереса к увлечению или сложностей в коммуникации с ребятами из секций. Возможно, ребенок не получает новых знаний в кружках или ему просто хочется проводить больше времени с друзьями. Обязательно спросите, почему он отказался от занятий. Иногда у ребенка банально срабатывает механизм психологической защиты, и он бросает одну секцию или кружок. Выдыхает. Понимает, что ему стало легче, и думает: «А не бросить ли и остальные?» Если вы видите, что ребенок перегорел и ему нужно отдохнуть, дайте ему один-два месяца. Скорее всего, он сам захочет возобновить занятия. Если ребенок в течение этого времени даже не намекнул, что собирается вернуться, начните привлекать его к совместному времяпрепровождению — например, рисованию, спорту или музицированию. Это поможет выявить его подлинный интерес.
Не перегружайте
Следите, чтобы дополнительные занятия все же оставались дополнительными и ни в коем случае не превалировали над уроками. Родители ошибочно думают, что если они загрузят ребенка по полной, то это будет ему в плюс. Очевидный плюс тут только в том, что у ребенка будет широкий кругозор. Но какой ценой? Из минусов — потеря мотивации к учебе, нервное истощение, отсутствие социализации непосредственно в классе, когда все внимание ребенка приковано исключительно к кружкам и секциям, а не к учебе и общению со сверстниками. Такое часто происходит со спортсменами: их увлекает спорт и работа над результатом, они уходят в это с головой, а когда возвращаются, понимают, что из-за постоянных пропусков уроков были потеряны дружеские отношения с одноклассниками. Это большой стресс, особенно для подростка. Все должно быть в меру. Соблюдайте баланс, берегите своих детей и помните: вы тоже когда-то были детьми!
Беседовала Елена Темникова