«Поставьте галочку здесь, здесь и вот здесь, обязательно заполните адрес проживания юридический и фактический, телефон мобильный, рабочий и, да, вы ведь согласны на обработку персональных данных? Тогда поставьте еще здесь галочку, иначе ничего не получится».
Как часто приходится сталкиваться нам с такими ситуациями, заполняя договоры, которые предлагают страховые компании, банки, поставщики товаров и услуг в интернете.
Как часто приходится, а еще чаще приходилось в прошлом, заполнять онлайн-формы, регистрируясь в почтовых системах, создавая страницы профилей социальных сетей, форумов, совершая покупки в интернете. Есть ещё масса других примеров, когда мы разбрасываемся своими персональными данными.
Правомерен ли вообще сбор данных, не является ли он избыточным? Что происходит дальше с нашими данными? Как они используются? Кто и как обеспечивает их безопасность и конфиденциальность? Как сейчас исполняется Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных»?
Все эти вопросы мы должны задать себе в тот момент, когда хотим внести в форму номер своего мобильного телефона или адрес электронной почты.
А необходима ли вообще информация о моей дате рождения и номере моего паспорта для получения скидочной карты магазина? Согласитесь, вполне закономерный вопрос, чтобы задать его администратору. Конечно, мы можем вообще не думать об этом и продолжать мириться с большим количеством спама в почтовом ящике, ночными SMS с предложениями выгодной покупки нового автомобиля, разговорами с представителями интернет-провайдера, которые уверены, что их провайдер лучше, распространением наших персональных данных в интернете вплоть до адреса регистрации нас и наших родственников.
Можно подойти к этому вопросу ответственно, понимая все риски и заботясь о своем покое и безопасности. Совершая покупки в интернете вы, как правило, вводите свои персональные данные, а если решаете воспользоваться услугой доставки, то в руки продавца попадает почти исчерпывающая информация о вас. В этот момент на основании Федерального закона сайт-продавец автоматически становится оператором персональных данных и обязан обеспечить их безопасность и конфиденциальность. Но на практике часто бывает, что интернет-магазины сами не знают, что они являются операторами персональных данных, и обращаются с информацией о нас как попало. Стоят ли пять минут времени, потраченного на поиск документа, описывающего порядок обработки персональных данных на сайте продавца, дальнейших усилий на борьбу со спамом и навязчивой рекламой? Я думаю, стоят.
Практика чтения таких документов, как пользовательские соглашения, — интересное занятие. Просто подумайте над некоторыми пунктами пользовательских соглашений популярных сегодня информационных систем:
Skype:
Вы никогда не сможете удалить свой аккаунт.
Facebook:
Отслеживает вашу активность на других сайтах, может делиться вашими данными с множеством других сервисов.
YouTube:
Весь загруженный вами контент может быть удален в любой момент без объяснения причин и предупреждения. На самом деле удаленные видео не исчезают — сервис оставляет себе копии.
В заключение хотелось бы сказать, что, к сожалению, сегодня спасение утопающих — дело рук самих утопающих, поэтому давайте вместе с вами будем рассматривать наши персональные данные как очень ценную информацию, которой мы готовы поделиться далеко не с каждым.
текст: П. Зобков фото: интернет