Конвергентное образование — что это такое и как оно работает? Это смогли узнать, увидеть и понять все посетители IV открытой городской научно-практической конференции для школьников в рамках Курчатовского проекта непрерывного конвергентного образования, которая прошла в столице в начале апреля 2018 года.
На открытии конференции заместитель руководителя департамента образования Татьяна Васильева подчеркнула, что это ежегодное мероприятие становится всё более открытым и широким, а значит — популярным. «Хочу отметить, что Курчатовский проект — самый первый большой образовательный просветительский проект, который начался в 2011 году с 36 школ, которые посвящали большую часть своей работы конвергентному образованию. На сегодняшний день эти 36 школ — центр притяжения для всех образовательных организаций города», — добавила Татьяна Васильева. О ближайших планах развития Курчатовского проекта журналу «Школа. Москва» рассказал директор по образовательной деятельности Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Вадим Лазутин. «Если на первом этапе мы предоставляли детям возможность увидеть мир целиком, объясняя им, что нужно учить не только физику, но и математику, информатику, русский язык и литературу, то сейчас мы договорились с ведущими научно-исследовательскими и научно-технологическими вузами страны о разработке совместных программ, которые позволят этим детям приходить к ним на учебу, а мы ждем их у себя, в Курчатовском институте, после учебы — уже в качестве сотрудников».
Один из важных моментов конференции — встречи школьников с представителями вузов — партнеров Курчатовского института и выступления известных ученых. Ребята смогли буквально в режиме реального времени пообщаться с ведущими представителями современной науки и задать интересующие их вопросы. Опыт оказался полезным — ведь именно так здесь могут найти друг друга будущие мотивированные студенты и преподаватели, работодатели и талантливые сотрудники.
«Курчатовский проект — это очень интересно, это абсолютно новое видение того, как может взаимодействовать большая наука и школьное образование, — поделился своими наблюдениями Николай Бобырин, научный сотрудник НИЦ «Курчатовский институт», — очень интересно общаться с людьми, которые действительно хотят услышать о больших проектах, интересно, как у них загораются глаза, появляются вопросы. Это помогает и нам, ученым, скорректировать свое видение, перепрофилироваться на другую аудиторию, посмотреть на науку с другой стороны. Надеюсь, что это очень полезно и нам, и подрастающему поколению».
Насыщенная программа конференции включала в себя мастер-классы, проектные и исследовательские работы школьников, стендовую защиту инновационных проектов. Вот названия только некоторых из них: «Установка для выращивания водорастворимых кристаллов», «Изучение качества городских почв», «Разработка робота-сапера», «Экспериментальное изучение корпускулярной составляющей радиационного фона» и еще многие, многие другие. Некоторые участники подготовили к защите доклады на английском языке! Проект участника конференции Григория — серьезная заявка на работу для оборонно-промышленного комплекса России. «Основной идеей установки является то, что она позволяет выращивать кристаллы, которые можно использовать в обороне, — рассказал Григорий, — например, кристалл, с помощью которого виден запуск ракеты и можно предотвратить попадание в цель».
Проект девятиклассницы Марии особенно значим сегодня для огромных мегаполисов, где вопросы экологии и качества жизни выходят на первое место. «Это наша модель почвообразователя, она уникальна, и никто до нас такого не делал, — подчеркнула Маша, — ее можно использовать везде, где есть почва, чтобы улучшить ее состояние. В дальнейшем, если я закончу биофак, то, возможно, у меня получится реализовать этот проект!» В защите инновационных разработок приняли участие даже самые маленькие исследователи: например, работа четвероклассников Анны и Михаила была посвящена исследованию качества мясного фарша. «Мы проводили определение кислотности. Использовали ту же пробу Андриевского. Извлекали тест-полоски PH, опускали в фильтрат мясного экстракта, располагали на листе белой бумаги и сравнивали окраску тест-полосок с окраской полос цветовой шкалы, проводили оценку результатов», — со знанием дела сообщил журналу «Школа. Москва» Михаил.
Новые образовательные практики, новые знания и возможности, инновационные идеи преподавания и обмен опытом. В этом году в обширную программу конференции было включено более 170 уникальных авторских работ московских школьников и учителей. Мероприятие посетили около тысячи гостей и участников.
текст: Е. Рипс фото: Н. Арефьева