В Москве удивительным образом сочетаются современные технологии и дух старины, поражающие воображение новые здания и места, хранящие воспоминания многовековой давности. Петляющие улочки со старинной архитектурой, памятники с витиеватой историей, усадьбы, сочетающие в себе стили разных времен…
Особое внимание в столице уделяется сохранению объектов культурного наследия. На сегодняшний день в нашем городе уже восстановлено более тысячи памятников. Главная задача реставрационных работ — обновлять не разрушая: соприкоснуться с историей и, воссоздавая ее утраченные фрагменты, сделать так, как было в оригинале. История каждого памятника уникальна, но и она должна вписаться в развитие города. Журнал «Школа. Москва» расскажет вам, как объекты культурного наследия, прошедшие через бережные руки реставраторов, вновь становятся частью жизни столицы.
Храм Флора и Лавра на Зацепе
История храма уходит корнями в далекий XVII век. В 1685–1722 годах здесь проходила таможенная граница Москвы. Площади, вал, проезды получили свое название «зацепские» не случайно. Когда-то возы продвигались для осмотра к таможне в буквальном смысле за цепью. Старинное наименование современной Дубининской улицы — Коломенская-Ямская — было дано по Ямской «гонной» слободе. Сам храм назвали в честь святых мучеников Флора и Лавра, которые считаются покровителями русской земли еще со времен Куликовской битвы.
К сожалению, в советское время было решено храм закрыть, а здание передать под цех фабрики металлографических и граверных работ. Настенные росписи были закрашены и частично уничтожены, а верхний ярус колокольни снесли в 1957 году. Благодаря поддержке Правительства Москвы храм Флора и Лавра на Зацепе из электролитного цеха превратился опять в церковь — обновленную, с прекрасной росписью, новыми полами, укрепленными колоннами, фундаментом и возрожденной колокольней.
Усадьба Замятина-Третьякова на Гоголевском бульваре
Необыкновенный особняк гордо стоит на Гоголевском бульваре. Усадьба Замятина-Третьякова — образец неорусского стиля. Его история началась во второй половине XVIII века. Главный дом усадьбы был построен здесь еще при князе Петре Александровиче Меншикове. Затем у усадьбы появился новый владелец, полковник Андрей Егорович Замятин, перестроивший его после пожара 1812 года. Именно он решил развернуть здание на 180 градусов, повернув парадную на новый Пречистенский бульвар. Время шло, хозяева дома сменяли друг друга, пока в какой-то момент особняк не попал в руки купца Сергея Михайловича Третьякова. Он купил его для своей второй жены — блестящей светской львицы Елены Андреевны Матвеевой, которая распорядилась выполнить залы в разных стилях. В 1871 году это было ново: совмещение стилей еще не вошло в практику. Однако мода быстро распространилась, и фактически каждый дворянин обзавелся домом с готическими, романскими, барочными комнатами.
Увы, более чем за два века усадьба пережила два масштабных пожара и сильно обветшала. Когда за дело взялась команда реставраторов, решено было сначала восстановить все залы и фасад. В советские годы здание занимало Министерство обороны СССР, которое разбило галерею на этажи. Архитекторы-реставраторы воссоздали первоначальный вид комнат. Сегодня усадьба полностью восстановлена: возвращен исторический облик интерьерам, проведен ремонт фасадов, отреставрированы витражи во флигеле, камины, лестницы, паркет и чугунный балкон. Сейчас здесь располагается штаб-квартира Российского фонда культуры.
ВДНХ
Одно из любимых мест москвичей и гостей столицы — это, конечно, ВДНХ. К сожалению, до недавнего времени большинство павильонов и других исторических объектов главной выставки страны были не в самом лучшем состоянии. Сейчас здесь проводятся работы по возвращению им исторического облика. Территорию активно благоустраивают: создаются пешеходные зоны, площадки для отдыха и проведения мероприятий. Журнал «Школа. Москва» выбрал для вас самые значимые и интересные примеры уже сделанных работ.
Центральный павильон ВДНХ и золотая звезда
Центральный павильон — первый, кто встречает посетителей ВДНХ. Он был построен в 1950–1954 годах по проекту архитектора Юрия Щуко.
Реставрация декора павильона проводилась впервые за 60 лет, и совсем недавно завершились ремонтные работы.
Золотая звезда — обновленная и сияющая — вновь венчает шпиль Центрального павильона. Специалисты усилили рабочий каркас памятника, восстановили утраченные медные элементы, покрыли поверхность тончайшими золотыми пластинами.
А еще во время реставрационных работ павильона в зале «Машинно-тракторная станция» архитекторов ждала уникальная находка: барельеф Вучетича.
Дом культуры
Павильон «Дом культуры», построенный в 1954 году по проекту архитекторов Льва Авдотьина, Юрия Корнеева и Леонтия Копырина, служил настоящей творческой и учебной площадкой для жителей столицы. В его зрительном зале читались лекции, выступали творческие коллективы и демонстрировались научно-популярные фильмы. Самое интересное, что за всю историю существования павильон предназначения не изменил.
За почти 70 лет инженерные коммуникации, электрические сети, механизмы сцены здания пришли в негодность. Сейчас благодаря выполненным реставрационным работам воссозданы элементы наружного и внутреннего лепного декора, отремонтированы двери и деревянные элементы интерьера, обновлены инженерные системы. Кроме того, восстановили сцену и танцевальную площадку, а также благоустроили прилегающую территорию, поэтому различные мероприятия можно проводить и летом.
«Кролики» павильона «Кролиководство»
Одним из символов павильона № 44 в 1954–1959 годах были две парные скульптуры кроликов. По забавному стечению обстоятельств фамилия архитектора «Кроликов», который хотел создать произведение искусства в духе сталинского классицизма с декоративными деталями эпохи Возрождения, была Зайцев. Правда, его длинноухие с крыши исчезли, когда в 1966 году павильон объединили с «Пушным звероводством». Однако и после возвращения павильону исторического названия их туда так и не вернули. «Кролики» были демонтированы и отправлены в утиль, но, как и куда, неизвестно до сих пор.
К счастью, в 2017 году было решено вернуть павильону «Кролиководство» первозданный вид. Но разве это возможно без главного символа — тех самых «Кроликов»? Поскольку скульптуры не сохранились, специалисты опирались на архивные фотографии. Правда, и снимков было мало, и качество их не позволяло разглядеть какие-то детали. Работа велась кропотливая: сначала архитекторы исследовали кровлю павильона, затем внимательно осмотрели поверхность, на которой были постаменты. После, произведя замеры и опираясь на расчетные чертежи и те самые фотографии, создали проект. Сначала это были уменьшенные модели «Кроликов», затем — полноценные копии скульптурных групп по полтора метра каждая. Особое внимание скульптор Антон Вяткин уделил деталям: мордочки кроликов тщательно вылеплены, рельефно обозначена шерстка. Сделано это для того, чтобы «Кролики» хорошо смотрелись на большой высоте. Полное восстановление всего павильона № 44 «Кролиководство» планируют завершить до конца этого года.
Пятницкая улица
Пятницкая — одна из старейших улиц столицы. Ее название восходит к церкви Параскевы Пятницы, которая до 1930 года стояла на месте наземного вестибюля станции метро «Новокузнецкая» и фонтана «Адам и Ева». Это не просто одна из улиц исторического центра города, а настоящий символ патриархальной части Замоскворечья. Торговый характер Пятницкой сохранился еще с XVIII–XIX веков. Даже сейчас в домах на первых этажах в северной части улицы открыты магазины или кафе, а раньше здесь были постоялые дворы и гостиницы. А вот южная сторона Пятницкой совсем не похожа на место оживленных прогулок: от Климентовского переулка до Серпуховской площади торговли почти нет. Когда-то это была просто жилая улочка с небольшими мастерскими и маленькими фабриками в глубине купеческих дворов.
В 2000-е годы Пятницкая была улицей с неудобной транспортной развязкой и маленькой пешеходной зоной, страдающей от засилья рекламы. До начала благоустройства движение автотранспорта осуществлялось в центр города только по 3-4 полосам. Помимо пешеходов улицу облюбовали еще и велосипедисты. Правда, тогда для них не было создано никакой инфраструктуры, и приходилось передвигаться по узкому тротуару или проезжей части.
Сейчас тротуары расширены до 6 метров и замощены гранитом, а на южном участке улицы сделана велодорожка протяженностью 1,2 километра. На церемонии открытия обновленной Пятницкой в 2014 году присутствовал глава города Сергей Собянин, поздравивший жителей с новым днем рождения «хорошей для Москвы и для москвичей улицы».
Ресторан «Арагви»
Ресторан «Арагви» — легендарное место с живой историей, тесно связанной с культурой Москвы. В позапрошлом веке этот дом на Тверской площади был не рестораном, а популярной у именитых деятелей искусства гостиницей «Дрезден». Постояльцами были А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой. Ресторан «Арагви» появился только в 1938–1939 годах — на 1-м этаже и в подвале гостиницы. К сожалению, последняя глобальная реконструкция здания проводилась только в 60-х годах предыдущего столетия, поэтому в наше время решено было полностью восстановить его исторический облик.
Рисунки XVII века времен царя Алексея Михайловича Романова — это настоящее открытие. К счастью, живопись неплохо сохранилась: у архитекторов получилось сделать ее элементом исторического декора, и сейчас палаты доступны для посещения. Реставрационные работы отличались масштабностью: в помещениях была воссоздана штукатурная обмазка XVII века, расчищена белокаменная кладка стен и сводов от поздних наслоений краски и штукатурки, для удобства посетителей создана парадная лестница, а прозрачные перегородки нового интерьера придали «Арагви» оригинальности. Интересным фактом стали удивительные находки в ходе реставрации.
«Когда-то история начиналась просто с ремонта известного на всю страну ресторана, но история превратилась в нечто гораздо большее, были обнаружены уникальные исторические объекты — элементы палат XVII века. После такой находки было принято решение не ремонтировать здание, а реставрировать, чтобы сохранить уникальный архитектурный памятник. Теперь обновленный «Арагви» должен стать популярным местом отдыха горожан и оживить пешеходную зону».
Сергей Собянин, Мэр Москвы
Площадь Белорусского вокзала и памятник Максиму Горькому
Реконструкция площади у Белорусского вокзала изначально планировалась в 2008 году — тогда это был проект, подразумевающий огромную многоэтажную автостоянку в комплекте с торговым центром. Это помогло бы решить проблему пробок, но только с одной стороны: движение автомобилей в конечном счете блокировалось бы светофорами на Пушкинской площади. Транспортная развязка была бы «не развязана» — машины стояли бы так же, как и до планируемой реконструкции. К счастью, тот проект отменили, и в 2017 году было принято решение о восстановлении исторического наследия — площади и памятника Максиму Горькому, установленного на ней. Монумент был создан в 1939 году советским скульптором-монументалистом Иваном Шадром и доработан в 1951 году Верой Мухиной. В 2005 году Горького незаслуженно отправили в «Музеон». Из-за неаккуратного демонтажа скульптура сильно пострадала — на ней появилась трещина.
Спустя 12 лет отреставрированный памятник занял свое законное место на площади возле Белорусского вокзала, где он стоял более 50 лет. Сейчас это скульптура с усиленным каркасом и заделанными трещинами. Облик писателя не изменили — он все тот же свободолюбивый мыслитель в распахнутом плаще с тростью и шляпой. Его возвращение несколько изменило схему движения машин на площади, что, впрочем, только на руку и автомобилистам, и пешеходам, и общественному транспорту.
Сейчас вокруг монумента разбит сквер с лавочками, газонами, прогулочными дорожками. Также вернули исторический трамвайный круг.
В прошлом году реконструкцию площади Тверской Заставы лично проверил Мэр Москвы Сергей Собянин.
«Мы шаг за шагом возвращаем городские площади москвичам, делаем их качественным общественным пространством. Площадь Тверской Заставы — по сути, конечная точка реконструкции Тверской улицы».
Сергей Собянин, Мэр Москвы
Памятник Александру Пушкину на Пушкинской площади
Памятник Александру Сергеевичу Пушкину для Москвы — практически то же самое, что и Медный всадник для Санкт-Петербурга. Это один из знаковых символов города, возле которого жители столицы обычно назначают встречи, а сокращение «Твербуль, Пампуш» сохранилось еще с 1920-х годов.
Монумент возвели в 1880 году по инициативе выпускников Царскосельского лицея. В 1875 году по итогам проведения открытого конкурса первая премия за проект памятника Пушкину была присуждена А. М. Опекушину.
Монумент был установлен в начале Тверского бульвара лицом к Страстному монастырю. Непринужденная поза и задумчивый, немного отрешенный взгляд Александра Сергеевича понравились москвичам: бронзовая скульптура поэта на высоком пьедестале буквально притягивала к себе людей.
В 1950 году памятник переместили на противоположную сторону площади. За время существования он реставрировался всего два раза: в 1993 и в 2003 годах. Однако работы носили плановый, а не глобальный характер. В 2016 году площадь вошла в программу городского благоустройства «Моя улица», и уже в следующем году фигура великого поэта была восстановлена полностью. «Его реставрация стала важным событием в жизни Москвы. Больше года специалисты восстанавливали исторический облик, укрепляли основание памятника, работали с самой скульптурой», — рассказал руководитель столичного департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Исторический цвет бронзового памятника — зелено-голубой. Во время реставрации специалисты долго обсуждали, восстановить первоначальную покраску скульптуры или сохранить естественный налет, который называется патина. В итоге решено было очистить монумент от пылесажевых загрязнений и копоти, а с бронзы удалить поздние следы поверхностной реставрации, которые закрывали только некоторые неровности и дефекты металла. Кроме того, была проведена процедура химического патирования: чтобы выровнять цвет и устранить блики, на фигуру Пушкина был нанесен специальный состав. Пьедестал украшают сокращенные строки из пушкинского стихотворения «Памятник». Теперь смело можно сказать, что народная тропа к монументу не зарастет никогда.
«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык».
А. С. Пушкин «Памятник»
«Каменный цветок»
Фонтан «Каменный цветок» — один из наиболее известных объектов исторических Лужников, который еще до мая этого года нуждался в реставрации. В ходе работ над возвращением скульптуре былого облика ее техническую составляющую осовременили: теперь аудиосистема фонтана сможет радовать прохожих оригинальными водно-музыкальными композициями. На осмотре объектов Лужников присутствовал глава города Сергей Собянин и остался доволен: сейчас в центре фонтана находится скульптурная композиция в виде цветка, из бутона которого бьют 17 струй высотой до трех метров.
Остоженка 21 — именно там расположился сказочный замок, построенный основоположником столичного модерна Львом Кекушевым для своей супруги Анны. Говорят, что это таинственное место — один из домов Маргариты из бессмертного произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В архитектуре особняка удивительным образом сочетаются загадочность и дань исторической моде. Лев Кекушев проектировал дом с особой любовью: он должен был стать уютным гнездышком для семьи. К сожалению, их с Анной пути разошлись, и он навсегда покинул особняк, оставив лишь своего рода подпись на крыше — медного льва. Но несколько десятилетий спустя лев с фасада по неизвестным причинам… пропал. Что с ним случилось, остается загадкой до сих пор: символ дома был безнадежно утерян для жителей и гостей столицы.
Сегодня особняк является объектом культурного наследия федерального значения. Именно благодаря таким историческим памятникам центр Москвы превращается в особый мир без суеты — мир уюта и спокойствия. Поддерживаемые Главным управлением по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России реставраторы с удовольствием взялись за работу над особняком: первым делом было решено вернуть царя зверей на законное место.
Это оказалось непросто: сохранившихся документов практически не было, зато удалось обнаружить историческую фотографию в удивительно хорошем качестве. По ней специалисты определили длину скульптуры и материал, из которого она была сделана. Сейчас реставраторы кропотливо работают над первоначальным обликом особняка: необходимо заполнить трещины в стенах, удалить наслоения краски и многое другое. Реставрацию планируют завершить через несколько месяцев, но главное уже свершилось — медного льва водрузили на крышу, и сейчас он, как прежде, охраняет покой дома.
Дом Наркомфина
В 1930 году для работников Народного комиссариата финансов было построено экспериментальное жилье. Эта удивительная конструкция сочетала в себе небольшие двухуровневые квартиры разной конфигурации для одиноких и семейных жителей и помещения, которые обеспечивали бытовую и общественную жизнь. Здесь была плоская крыша для отдыха, коммунальный корпус со столовой и детским садом, прачечная. Был создан общий балкон во всю длину корпуса, чтобы сплотить жильцов. В итоге дом действительно получился уникальный. К сожалению, состояние здания было не самым лучшим, оно нуждалось в ремонте. «Второе дыхание» советская постройка получила в 2017 году. Задача реставраторов — восстановить ансамбль именно таким, каким он был задуман. Сейчас строения дома-корабля бережно и вручную очищают от более поздних слоев краски, воссоздают оригинальную колористику. Во всех зданиях устраивают современные коммуникации и инженерные системы. Удалили поздние пристройки, перегородки, освободили первый этаж дома, вернув ему первоначальный вид. Восстановление идет полным ходом, уже к 2019 году работу планируют завершить, и туда смогут въехать первые жильцы.
Каждый памятник культурного наследия — настоящая архитектурная «личность» со своим характером, внешним видом и душой. Они переживали революции, войны, счастливые годы мирного времени, романтические истории и многое другое. К счастью, наша столица не только воздвигает современнейшие небоскребы, но и бережно хранит и возвращает «здоровье» старинным особнякам, скульптурам и другим памятникам культуры.
«За последние семь лет отреставрировано более тысячи памятников. Это, пожалуй, самая масштабная программа за всю историю Москвы, и вряд ли есть аналоги в других странах. Помимо реставрации памятников проводится приведение в порядок общественного пространства вокруг этих памятников. Вместе с реализацией программы «Моя улица» проводится огромная работа по приведению в порядок фасадов исторических зданий».
Сергей Собянин, Мэр Москвы
текст: В. Разводовская фото: Н. Арефьева, www.mos.ru