Конкурс «3D БУМ». Мы учим изобретать

Представьте себе встречу учителей-предметников — биологов, математиков, «русаков», физиков, географов, информатиков, «иностранцев», химиков, физруков… Да простят меня коллеги, чьи предметные области я забыл или назвал сокращенными именами. И вот в этой аудитории возникает серия провокационных вопросов. «Нужно ли в школе учить ребят изобретать?»

 

Небольшое напряжение, но достаточно уверенные, с пониманием всего спектра запросов к современной школе, утвердительные ответы от всех категорий учительского цеха. Второй вопрос — «А кто из нас это должен делать?» — вызывает внутреннюю легкость, спокойную улыбку у большинства присутствующих. И только учителя физики ловят на себе взгляды коллег и слышат со всех сторон: «Так это физики, конечно!»

Чувство локтя подсказывает, что нехорошо все перекладывать только на физиков, и кто-то негромко произносит, рискуя снискать укоризненный взгляд коллег: «Еще, наверное, информатики, они же что-то с роботами там делают». «А еще на трудах, ой, на технологии», — добавляют теряющие интерес к теме учителя. Вот так начинается разговор с теми, кто практически все знает о проектной деятельности, о том, что она, реализуемая каждым педагогом, позволяет сформировать у ученика универсальные учебные действия, компетенции, функциональную грамотность, которые позволят ему стать инженером, ученым или обладателем одной из профессий будущего. Знают — да, реализуют — да, верят — думаю, нет. Если бы верили, не перекладывали бы решение действительно актуальной задачи по воспитанию будущих изобретателей и инженеров только на учителя физики, который изначально (на выходе из вуза) так же далек от инженерии, как и математик, и биолог, и химик.

Ряд ярких примеров, таких как история изобретения колеса (как показывает опыт, не самый простой вопрос), застежки-липучки и реактивного двигателя («плагиат» идей у природы, именуемый сегодня бионикой), позволяет начать говорить о конвергенции предметных областей для решения задачи, принятой всеми учителями в начале встречи. Однако уже на следующий день энтузиазм, не подчиняясь знаменитому высказыванию Л. Д. Ландау «Оптимизм, умноженный на знание, есть величина постоянная», корректируется объективными сложностями, дефицитом времени и опыта. Действительно, одного творческого порыва недостаточно. Решение требует: интеграции большого количества ресурсов специалистов, готовых предложить кейсы, выполнение которых будет знакомить ребят с траекториями изобретательской мысли; мастеров-наставников, выполняющих роль проводников, которые не проходят сложные этапы за своих подопечных, а лишь делятся лайфхаками; организаторов-логистов, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех участников. В системе столичного образования есть проект, который позволяет каждому московскому школьнику пройти путь изобретателя от идеи до реального продукта.

Московский городской образовательный конкурс «3D БУМ» уже пятый год подряд успешно объединяет школы, университеты и бизнес, задает траекторию общения между всеми заинтересованными участниками, готовыми развивать и развиваться в сфере инженерной мысли с использованием таких технологий, как 3D-моделирование и прототипирование. В сотрудничестве взрослых и детей происходит обмен опытом, знаниями и навыками. Школьники 6–11 классов и студенты 1–2 курсов образовательных организаций города Москвы в командах из пяти человек обучаются актуальным технологиям современного цифрового производства, навыкам 3D-сканирования, 3D-моделирования и прототипирования, работе с VR/AR-технологиями.

Задача команд — всего за четыре месяца решить поставленную кураторами номинаций реальную изобретательскую задачу, связанную с реализацией полного жизненного цикла прототипа. Ими являются ведущие университеты Москвы и образовательные организации совместно с ИТ-компаниями, среди которых: Московский политехнический университет; Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»; Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»; Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»; Московский авиационный институт; ГКОУ города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2»; колледж IT HUB; компания EligoVision; группа компаний DIGIS; компания PTC и компания Technovision.

Кураторы номинаций работают с участниками на протяжении всего проекта, помогают им разобраться в заданиях и построить процессы в команде. Университеты заинтересованы в том, чтобы найти увлеченных ребят и помочь им уже в школе развить определенные практические навыки. Таким образом они повышают шансы привлечь к себе потенциальных абитуриентов, которые не только обладают теоретической базой, но и могут создавать свои проекты и проводить исследования.

Специалисты компаний-лидеров в сфере ИТ-технологий знакомят школьников с последними разработками в области 3D-моделирования, реверсивного инжиниринга, технологий виртуальной и дополненной реальности, BIM-моделирования, сопровождают работу школьников на высокотехнологичном оборудовании: аддитивных и субстрактивных станках с ЧПУ в ИТ-полигонах школ и на реальных производственных площадках.

В подобной коллаборации наиболее полно реализуется сотрудничество взрослых и детей, происходит обмен опытом, знаниями и навыками. В дальнейшей работе вузы, партнеры и вендоры корректируют такую деятельность, помогают «держать фокус» процесса. Это также является мощным инструментом профориентации школьников. Опыт проектной деятельности и командной работы под руководством экспертов отрасли над реальным продуктом, который потом можно развивать, поможет выйти на уровень, когда не страшно покидать стены школы.

Организаторы сделали еще один шаг на пути к тому, чтобы созданные проекты были историями с продолжением — с возможностью развития и использования в реальной жизни: в конкурс включены интенсивы по предпринимательской деятельности, чтобы ребята смогли просчитать себестоимость и риски, получить информацию о том, как учесть индивидуальные особенности потребителя проекта. Интенсивы от именитых тренеров по искусству публичных выступлений «прокачивают» ораторское мастерство школьников для уверенной защиты проектов, ведь, помимо отстаивания перед экспертной комиссией технологического выбора и логики исполнения, участникам важно провести качественную презентацию продукта, как это принято в коммерческих организациях.

И в завершение только одна цитата от того самого учителя физики и информатики, который вместе со своими учениками проходит по дороге будущего изобретателя с конкурсом «3D БУМ».

«Быть наставником — дело непростое. Конкурс “3D БУМ” дает детям возможность пройти все стадии проектной работы. Для того чтобы у команды родилась отличная идея, организаторы конкурса проводят различные семинары и мастер-классы. Очень много полезных наработок я беру именно оттуда и реализую их в наставнической деятельности. Уже четвертый год участвую в конкурсе и могу сказать, что с каждым разом задания от кураторов номинаций становятся сложнее, конкуренция усиливается, а вследствие этого повышается и качество проектов».

Сергей Колеганов, учитель физики и информатики школы № 1506

 

 

текст: А. Марко фото: Н. Арефьева

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: