В Москве прошел фестиваль аудиовизуального искусства «Круг света». Говорят, праздник удался. Зрителей было много, как и хвалебных отзывов. И это несмотря на прескверную сырую погоду, кажется, решившую простудить весь город.
Дальше — сложнее. Как написать о событии, которое надо видеть? Да и странно описывать светомузыкальное шоу словами, когда его запись можно посмотреть в Сети. Давайте лучше разберемся, какие смыслы «высвечивает» фестиваль, и почему известные места меняют свой облик не случайно.
Самой познавательной площадкой в этом году, несомненно, был «Политех». Пробежавшись по истории музея, видео взялось за пересказ «Краткой истории времени» Стивена Хокинга. Эффектная видеолекция о черных дырах, частицах, человеческом разуме и искусственном интеллекте. Если вы воодушевились этими сильными словами, спешу вас успокоить. Всё, что можно было отсюда выудить, вы скорее всего и так знали. Цель шоу — не рассказать новую информацию, а напомнить о том известном, которое совсем не учитывается в повседневной жизни. Мы состоим из тех же частиц, что и самые дальние звёзды — говорит видео. Вот так новость! Однако кто задумывается об этом, когда едет на работу или идет в магазин? А ведь это вопрос восприятия действительности, которое определяет многие наши действия.
Лучший способ измерить популярность здания — подсчитать конфетные коробки, на которых оно встречается. Просто чтобы снять вопросы о победителе — Большой театр появился на обложке ванильного шоколада еще в Российской империи. Останкино и Коломенское, впрочем, как и другие площадки фестиваля, тоже нельзя назвать оригинальным выбором. Но почему именно их знакомый каждому москвичу облик преображается видеоискусством?
Ответ, как это ни забавно, связан с той же лекцией на фасаде «Политеха». Известные места и известные факты похожи. И те и те кажутся чем-то само собой разумеющимся. Их как бы и замечать не нужно. Но когда присмотришься, обнаружишь, что они сложнее и интереснее. Так, присмотревшись, находишь красоту и непознаваемость в сонном пейзаже спального района, в щербатой кирпичной стене и царапинах на полу вагона метро. А если вспомнить про частицы, из которых состоят и звёзды, и люди, и кирпичи, и, само собой, Большой театр? Сколько невидимой жизни скрыто в этих привычных местах! Раскрашивая, «разрушая» и перестраивая здание, художники «Круга света» говорят: «Большой театр — он как совы. Тоже не то, чем кажется. Он может быть этим и этим, или вот этим». Меняются картинки, стирая воспоминание о привычном облике и, главное, уверенность в облике…
А Коломенское превратили в сказку. Переселили туда джинна. Алису из Страны чудес вытащили. На кронах деревьев появились маски-лица не то героев, не то духов. Памятники парка переодели в сказочные постройки. Впрочем, это просто другой способ сказать о том же самом — удивительное прячется в привычном, и нужно только воображение, чтобы его найти. Самое изящное, совершенно избежавшее китча решение фестиваля — «Геометрия света» в Останкино. Световые фигуры в воздухе. Их отражения в пруду. Всё это выглядело проявившимися знаками разумно устроенного мира.
Смешение цифровой и природной реальности — еще одна идея, которую можно увидеть в видеопроекциях и световых инсталляциях фестиваля. Большая часть дня современного человека проходит одновременно в природной и виртуальной реальностях. Соцсети, интернет-издания, онлайн-кинотеатры и видеохостинги переносят сознание зрителя, скажем, из вагона метро в совершенно иное пространство. А значит, и перестраивают его повседневность. Возникает причудливый коллаж, в котором естественное перетекает в технологическое. Эта тема, кстати, активно обсуждалась художниками, дизайнерами и теоретиками в рамках образовательной программы фестиваля.
Видеомэппинг — точная метафора этого процесса. Привычный мир трансформируется под воздействием технологий. И вот уже знакомые образы Большого театра, Коломенского, Политехнического музея исчезают, а на их месте вырастают новые виртуальные здания и сливаются с городом так легко, как будто они были здесь всегда.
Цифровая реальность открывает новые возможности для творчества и оживления идей прямо в городском пространстве. Художники пользуются этим и на несколько сентябрьских дней перестраивают сырую осеннюю повседневность по своему вкусу. Впрочем, вы ведь тоже можете. Просто в очередной раз проходя мимо чего-нибудь хорошо известного, поднаскучившего, посмотрите внимательно и спросите себя: «Что это?»
текст: С. Брут фото: Н. Арефьева