В столице вручили первые гранты за вклад в реализацию проекта «Московская электронная школа». «Школа. Москва» попросила учителей-лауреатов грантов поделиться своими впечатлениями и рассказать о том, как им работается в проекте.
Наталья Аникина, учитель истории и обществознания, Школа № 1194
Стремительно меняется наша жизнь и, естественно, должно меняться наше образование. Электронная школа — это направление развития, продиктованное самой жизнью: наши сегодняшние школьники уже не мыслят своего бытия без гаджетов, поэтому очень логично использовать их и в образовательных целях. Электронные уроки — это уроки, которые всегда с тобой! Но очень важно, чтобы эти уроки были качественными и соответствовали образовательным стандартам. Создание таких уроков — одновременно творческий и ответственный процесс. Он требует немало времени, но в данном случае «игра стоит свеч»!
Когда узнала про грант… Сначала — удивление, потому что никто из нас не ждал никаких наград. Это просто невероятно: вот просто человек работает, работает, как положено, — и его награждают! К сожалению, это вообще редко происходит. Но появилась надежда, что теперь, когда весь учебный процесс стал таким прозрачным, награды будут чаще находить своих «героев». Это очень мощный стимул сделать намного больше, сделать что-то сверх!
Мария Малышева, учитель физики, Школа № 1571
Этот проект дает большие возможности в плане оптимизации деятельности учителя и учащихся на уроках. Теперь у нас остается больше времени на различные эксперименты. Дети с интересом выполняют интерактивные задания — они их как бы мотивируют на дальнейшую деятельность на уроке.
Электронный сценарий очень хорошо наполняется, можно конструировать, переходить быстро с одного этапа на другой. Это постоянная смена деятельности на уроке, и с детьми мы на одной волне, у них свои девайсы, которые они могут использовать, и я не запрещаю этого делать. Чему-то и я у детей учусь при общении с ними, то есть плюсы несомненные. И конечно же, все приложения у меня в одном сценарии — я могу их открывать, причем в любом корпусе нашей школы. Могу провести урок в любом кабинете — например, открыть виртуальную лабораторию, если я не в кабинете физики и у меня нет реального оборудования. И еще — намного меньше времени я трачу теперь на подготовку к урокам.
Что сказать про грант? Я, конечно, очень рада, это было неожиданно! А получилось так: когда нам поставили новое оборудование, мы начали работать, стали конструировать сценарии, то есть мне просто было интересно — я как учитель физики сама очень люблю экспериментировать. Какие-то появились идеи, что-то захотелось внести в сценарии новое: какие-то мотивационные моменты, чтобы детей настроить в начале урока, задания интерактивные. Я стала делать эти сценарии, опубликовала их, другие учителя ими тоже начали пользоваться… Я даже не думала, что какая-то будет награда! Мне было очень интересно работать, этот процесс затягивает. Конструктор уроков открывает новые возможности, и главное — детям такие задания нравятся!
Светлана Платонова, учитель физики, Школа № 627 имени генерала Д. Д. Лелюшенко
Большим подспорьем для нас стали сценарии уроков, которые активно используются, и их база постоянно пополняется и обновляется. Если раньше мы что-то долго искали в интернете, нужно было найти, скачать и посмотреть материалы разных занятий, и не всегда их качество нас удовлетворяло, то сейчас мы знаем, что в платформе остаются только качественные уроки, они действительно хороши, привлекательны, интересны. Кроме того, на одну тему может быть несколько уроков, я могу сравнить, выбрать, могу добавить что-то свое, этот сценарий как-то изменить под свои задачи.
Еще Московская электронная школа — это очень удобно. Вот как раз недавно была ситуация: поставили замену урока, и когда я пришла в класс и попросила достать учебники, дети с удивлением сказали: «А у нас нет учебников». А я им напомнила: «Нет, у нас они есть». Мы открыли электронный учебник и успешно провели занятие с помощью интерактивной панели (доски не было в этом кабинете), мы на ней прямо писали, решали, потом посмотрели виртуальную лабораторию.
В некоторых сценариях я загружаю тесты, их можно сделать в нескольких вариантах, и оценка тоже теперь мгновенно в электронном журнале появляется, родители сразу видят. Дети еще не ушли из школы, а оценки за свою контрольную, самостоятельную работу уже узнали. Очень экономится время как учителя, так и ученика: урок становится насыщеннее, интереснее, мы используем больше форм работы.
Когда я узнала про грант — испытала радость, конечно, и одновременно — легкое недоумение: как, почему я? Потому что в нашей школе большое количество творческих учителей, которые наравне со мной очень активно используют систему, создают свои уроки. Я это вижу, слышу по разговорам детей. Я очень рада, что именно из нашей школы уже два педагога были так высоко оценены, и готова поделиться своими знаниями со всеми, кто еще неуверенно себя чувствует в этой среде.
Ирина Куприенко, учитель географии и естествознания, Школа № 627 имени генерала Д. Д. Лелюшенко
Московская электронная школа — это освобождение учителей от «бумажной» работы и экономия массы времени. Это и решение проблемы отсутствия в дневнике домашних заданий за счет электронного журнала, и увеличение плотности (и интенсивности!) урока благодаря одновременному использованию возможностей интерактивной панели и огромной базе обучающего материала.
Московская электронная школа превратила планшет и телефон ученика из врагов учителя в его союзников. Работа в этой системе обеспечивает повышение интереса учащихся к учебе вообще и к предмету в частности.
Евгений Кимерис, учитель истории и обществознания, Школа № 1995
Возможностей у информационных технологий в образовании множество, и лимитированы они только нашими личными рамками. Поэтому сегодня я работаю в системе «Московская электронная школа».
Когда мы начинали работать с этой системой, мы не думали, конечно же, ни о каком конкурсе, просто работали. Понемногу узнавали инструментарий, потенциал как системы, так и оборудования. Для учителей проводили семинары, мы смотрели на опыт наших коллег, и, естественно, хотелось развиваться самим. Приходили домой и работали — система позволяет это делать везде, где есть интернет, потом отправляли уроки на проверку. Постепенно сценариев, одобренных специалистами, становилось больше, библиотека материалов наполнялась и работа в системе становилась всё более удобной, разработчики держали с нами (учителями) постоянную связь и многие наши предложения они принимали, старались включить что-то или видоизменить.
Сценарии Московской электронной школы — это доступное интерактивное содержание каждого урока. Занятие, выстроенное и программируемое в сценарии, становится современным, ярким и насыщенным, более качественным и эффективным. Сценарий урока также позволяет получать знания в комфортных условиях — теперь не надо «привязываться» к парте и даже к кабинету.
Система помогает учителю подготовить урок — это и база материалов и уроков других учителей, и конструктор урока. Она также позволяет учителю получить обратную связь от учеников с помощью разнообразных форм заданий и возможности быстрой проверки. Сценарии урока, созданные на платформе Московской электронной школы, проходят обязательную модерацию (а также внутреннюю критику учительского сообщества) и участвуют в конкурсе.
Современный урок должен отвечать современным требованиям и запросу общества. В Москве этот запрос особенно высок, поэтому и урок должен сочетать в себе формы деятельности и заданий из качественного информационного источника — с применением видео, аудио, иллюстраций, текстовых материалов и интерактивных форм работы с ними.
Удобный интерфейс интерактивной панели, разные «примочки» — быстрое выставление оценки в журнал, синхронизация доски и планшетов ребят — всё это новые составляющие нашего урока! Учитель управляет ходом занятия, просто нажимая клавишу или проводя рукой по доске.
Дети могут использовать свои гаджеты, и учебное пространство теперь можно организовать где угодно — в парке, музее, на предприятии. Московская электронная школа способна объединять технологии, воспитание и обучение через интеграцию предметов, развивая профессиональные качества учителя и расширяя кругозор ребят.