Анастасия Кузнецова

Понедельник, как известно, начинается в субботу, а родители первоклассников уже сейчас начинают готовиться к ответственному событию — поступлению в первый класс.
Что обязательно нужно знать? О чем задуматься, на какие нюансы непременно обратить внимание, а из-за чего не стоит волноваться вовсе? Как помочь излишне застенчивому малышу и что можно сделать, чтобы компенсировать несобранность и невнимательность ребенка? Как снять тревожность родителей и детей, связанную с поступлением в школу, а в идеале — не допустить её? Одним словом, первого сентября вместе с первоклассниками папы и мамы, бабушки и дедушки начинают школьную историю с самого начала. Вместе с Анастасией Кузнецовой, педагогом-психологом, старшим методистом Городского психолого-педагогического центра, победителем конкурса профессионального мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы — 2015» в номинации «Педагог-психолог», разбираемся, как избежать ненужных волнений и найти правильные выходы из различных ситуаций!

 

Анастасия, тема нашего разговора — предупреждение тревожности у родителей, чьи дети пойдут в первый класс. Как свести к минимуму тревогу мам и пап, а также самих первоклассников-«новобранцев», а в идеале — не допустить ее вовсе? Большую помощь в этом, похоже, могут оказать так называемые группы раннего развития — расскажите, пожалуйста, какие навыки и умения они развивают и каким возрастным периодам стоит уделить особое внимание?
Устойчивое словосочетание «группы раннего развития» привязано к понятию «ранний возраст» — от 0 до 3 лет. То есть до поступления в дошкольные группы и суть единая, глобальная для всех — пропедевтика социализации. До года вообще — это научение родителей конструктивным и эффективным способам взаимодействия со своим ребенком — что ведет к оптимальному развитию ребенка с учетом его возможностей, особенностей и возраста. В таких группах взаимодействие реализуется всегда через игровую деятельность, характерную для этого возраста. Игровая деятельность мамы и ребенка, опосредованная педагогом, каждая игра — мини-цель. Например, игра на развитие мелкой моторики, где воспитатель показывает маме, как она дома сама потом может эту деятельность организовывать, чтобы развивалась мелкая моторика. Для периода раннего развития, известного как период накопления, развитие мелкой моторики особенно важно, так как существует связь между моторикой и речью.
Два основных вектора, две основные задачи в раннем развитии — это условно обучение родителей способам развивающего взаимодействия со своими детьми и пропедевтика социализации, когда детки учатся что-то делать по правилам: вместе сядем — встанем — пойдем, дадим друг другу ручку, посмотрим и так далее. Моменты, которые потом сгладят их включение в первый в жизни коллектив — дошкольную группу. Хорошо, если к этому моменту у них уже будет опыт общения с каким-то взрослым, кроме своей мамы: они расширят социальный опыт.

Простите, перебью вас. Неужели таким простым и естественным вещам, как, например, спокойно посидеть пять минут или взяться за ручки и подойти к воспитательнице, нужно специально учить?
Я бы не сказала «учить», я бы сказала «знакомить» — и делать это отдельно, специально и организованно. Семейное воспитание, среда и уклад — у всех они разные, и поэтому когда малыши впервые попадают в дошкольную группу, все они готовы по-разному. У кого-то есть старшие братья-сестры, кто-то — единственный ребенок в семье, система требований разная; есть дети, например, которые не испытывают потребностей ни в дисциплине, ни в активной речи, потому что все их желания немедленно выполняются бабушками-дедушками. Вот все эти стартовые условия и создают какие-то риски, и одному ребенку будет в коллективе легко, а другому может быть не очень комфортно.

Нужно разговаривать с ребенком о том, что происходит в его новой жизни, искренне проявляя к этому интерес

Что делать, если ребенок очень стеснительный? Как ему помочь? Вообще, надо ли помогать в этой ситуации — может быть, это и не так плохо, что он стесняется? И полярная сторона вопроса, диаметрально противоположная ситуация, когда ребенок проявляет агрессию, дерется с другими детьми — что нужно делать? Бежать к психологу?
В таких ситуациях первое, что нужно сделать — определиться. Это особенности темперамента, при которых у кого-то процессы возбуждения доминируют над процессами торможения. Есть флегматики, полярные им холерики и так далее. Либо это может быть связано с особенностями в развитии ребенка, когда он не является нормотипичным и нужен специалист, чтобы определил, укладывается ли это в рамки возрастного развития — либо какие-то особенности здоровья, которые требуют вмешательства. Как это определить? Существуют определенные этапы и маркеры социализации. Если ребенок просто стеснительный — а нам хочется, чтобы он легко входил в коллектив, выступал со сцены, был бы душой компании, а малыш вот такой, у него другой темперамент. Тащить за уши и стимулировать, конечно, не нужно. Это не значит, что не нужно способствовать его социализации: просто должны быть не «лобовые» методы.

Самое первое: как-то взяв себя в руки, собраться и понять — то, что я транслирую ребенку, это только позитивный контекст!

То есть мы говорим о создании благоприятных ситуаций, верно?
Конечно! Нужно наблюдать — как ему удобно общаться, ведь стеснительные дети сами часто наблюдатели. Они наблюдают, а потом, когда составят для себя картинку происходящего, начинают со временем включаться. Здесь взрослому нужно просто постепенно подключаться. Воспитатели дошкольных групп прекрасно владеют этими приемами, когда между группой детей и застенчивым ребенком садится воспитатель как посредник и в игровой деятельности потихоньку его подключает. А вот такие способы, как «Ну что же ты!», «Ну давай!», «Ребята, а вот сейчас мы все подойдем к Петеньке!» — для него это создает ситуацию еще большего психологического дискомфорта. В этот момент малыш ощущает то, что мы называем фрустрацией, и его стеснительность только закрепляется. Ведь испытав дискомфорт, ребенок не хочет туда еще раз — поэтому педалировать ни в коем случае нельзя, нужно просто использовать обходные пути.
Теперь про агрессию. Пока ребенок развивается, процесс самоконтроля у него еще не развит, он подвержен импульсам, и агрессивная реакция на что-то может быть вполне естественной — что-то может не нравиться, но здесь необходимо развивать социально-эмоциональный интеллект ребенка. Объясняя, что есть что и обучая конструктивно выражать свое недовольство. Отказать малышу в агрессии и гневе мы не можем, но научить его делать это, не нанося ущерб другому человеку — задача взрослого: как ты можешь выразить недовольство и что можно в этом случае делать. Разумеется, нужно установить границы — если что-то нельзя, то это нельзя никогда.

Если в общих чертах — какие занятия должны проводиться в дошкольных группах?
Это развитие речи, включающее элементы обучения грамоте; развитие фонематического слуха, чтобы ребеночек научился слышать звуки и отличать их друг от друга — пропедевтика обучения грамоте. Это формирование элементарных математических представлений — соотношение числа, количества и так далее. По исследованиям, которые проводились в Москве и Питере, 89% детей у нас в школу идут уже читающими — просто мир сейчас так устроен, и не потому даже, что кто-то учит их специально, а потому, что они это естественным образом осваивают на ранних этапах. Это игровые виды и формы деятельности — занятия, которые будут их обучать взаимодействовать между собой, соблюдать правила, обучение переживаниям в ситуации оценивания, подготовка к оцениванию. И, конечно, мотивационная психологическая готовность к школе.

Я поработала в школе и могу вам сказать, с какой нежностью на самом деле учителя относятся к маленьким своим «птенцам»

Как объяснить ребенку, что учеба ему нужна? В начальной школе, если совсем нет желания учиться — что делать?
Мы с вами здесь говорим о проблеме мотивации — модное слово, у всех на слуху. Для того чтобы ребенок хотел учиться нужна деятельность. Потому что все дети испытывают потребность в активной деятельности, и эта деятельность должна быть организована таким образом, чтобы, осуществляя ее, ребенок видел результат и получал удовлетворение. Если же ребенок категорически не хочет учиться, то это говорит о том, что предлагаемая деятельность ему неинтересна и он в ней не успешен — и нет ощущений и шансов быть в ней успешным.

И мы опять возвращаемся к ситуации, когда нужно сформировать интересную для него деятельность?
Да! Поэтому объяснить ребенку просто словами, что «надо учиться» — это утопическая идея. Это не значит, что не нужно говорить и объяснять. Это не значит, что не нужно показывать личным примером, что я тоже чему-то учусь. Но наивно думать, что одними объяснениями и одним личным примером — даже если он будет очень показательным (например, вы учитесь сами или старшие братья, сестры) — можно повлиять на мотивацию ребенка вне специально организованной для него деятельности, приносящей ему результаты и значимые для него психологические дивиденды. Это только коллегиальный разговор с учителем, если необходимо — со специалистом психолого-педагогического сопровождения, нужно вместе садиться и думать! Просто придумывать эти ситуации, которые будут потихоньку все менять. Договариваться о том, что я говорю дома, как мама; что делает классный руководитель, когда ребенок приходит в школу, о том, как при необходимости поддержит специалист психолого-педагогической службы — просто маневры, чтобы повлиять на мотивацию! А повлиять можно только через создание событий и учебных ситуаций, специально придуманных задач, которые пробудят у ребенка вкус к учебе.

 

 

Во что детям полезно играть, если говорить о дидактических играх?
Дидактическая игра — игра, которая чему-то обучает. Полезно играть в те игры, которые соответствуют возрастным возможностям. Когда ребенок может освоить правила такой игры и в соответствии с этими правилами доиграть в нее, дойти до логического конца. Обычно такие игры маркируются возрастом 6–12 лет, например. То есть — мы подбираем игру в области соответствия возрасту. Если ребёнку четыре года, наверное, покупать «Монополию» не имеет смысла, хотя игра модная. Дидактическая игра учит организовывать свою деятельность в соответствии с определенными требованиями — в этом ее задача.

Дидактическая игра — игра, которая чему-то обучает. Полезно играть в те игры, которые соответствуют возрастным возможностям

Как родителю справиться со своими страхами перед походом ребенка в первый класс? Ведь известно, что страхи, волнения и переживания родителей буквально передаются детям. И первоочередной вопрос здесь — какой должна быть правильная психологическая реакция, может быть, даже действия родителей, если им кажется, что к ребенку при поступлении в первый класс предъявляется бесконечный список требований. Если можно, давайте прямо сейчас успокоим родителей и составим список так называемых «правильных действий».
Правильная психологическая реакция — пауза и избежание оценок — это самое первое. Буквально волевым усилием. Поскольку ребенок только входит в первый класс, наша родительская оценка зачастую обесценивает то, что делает взрослый «с той стороны». А поскольку для ребёнка в начальной школе референтная (значимая — прим. ред.) фигура учителя играет огромную роль — мы сами создаем ситуацию затруднения. Именно поэтому сначала пауза. Вторая правильная реакция, если вы в этой ситуации уже находитесь, обязательно подчеркнуть и показать ребёнку места, где он справился. Сказать: «Смотри, как было трудно! Я сама бы не справилась! А ты вот это и это сделал!» То есть зафиксировать его внимание на том, что из предложенной «кучи» сложных заданий у него получилось.

Пауза перед реакцией — самый главный принцип воспитания

Если говорить о пропедевтике этой ситуации тревожности, то родителям желательно где-то за полгода до поступления в первый класс ребенка получить максимально исчерпывающую информацию от всех. Желательно из первоисточников — кто, что, почему, по какой программе. Есть в образовательном комплексе 12 первых классов, значит, нужно потратить время, прийти на день открытых дверей, который проводит сейчас каждая школа, посидеть вместе с ребенком на разных занятиях, которые организуются с учетом возрастных особенностей. Каждый учитель показывает свои методы и приемы, использует различные образовательные технологии. Учителя сейчас абсолютно открыты и открыто всё объясняют.
Нужно просто пойти на опережение — не ждать, пока наступит первый класс, и пойти к специалистам, может быть, с вопросами: посмотрите, насколько мой малыш готов к школе, на что мне обратить внимание, чем и как позаниматься — всё это снижает тревогу. Мы уже говорили, что тревожность — реакция на неопределенность ситуации. Чем больше я делаю ситуацию определенной для себя, тем меньше моя тревога — и для меня, и для моего ребенка.

Тревожность — реакция на неопределенность ситуации. Чем больше я делаю ситуацию определенной для себя, тем меньше моя тревога — и для меня, и для моего ребенка

На что родителям нужно обязательно обратить внимание и в хорошем смысле этого слова «насторожиться», а к чему нужно относиться как можно спокойнее при поступлении в первый класс?
Мы настораживаемся, если у ребенка не развиты навыки самостоятельности, то есть элементарные навыки самообслуживания. Если он не может без мамы ходить в туалет, если он одеться не может самостоятельно — вот это должно насторожить, и нужно специально потратить время до школы для того, чтобы ребенка этому научить. Ведь при попадании в большой коллектив, эти вещи должны быть сами собой разумеющимися, не должны являться камнем преткновения. А поскольку они связаны с очень тонкими физиологическими процессами, могут существенным образом усложнять адаптацию и очень сильно влиять на психологическое здоровье ребенка. Это первый момент. Второй — это устойчивое нежелание учиться. Вот если прямо «не хочу вообще и близко не подойду к этой школе» — вот тогда следует насторожиться — здесь ищем причину и пытаемся понять, что с этим делать, потому что такое нежелание в итоге может свести на нет все то, что он умеет хорошо делать.

Личное пространство ребенка — вещь неприкосновенная

А к чему мы относимся спокойно или, по крайней мере, должны спокойно относиться?
Достаточно спокойно нужно относиться к тому, что ребенок не читает у вас бегло 100 слов в минуту. Если при всем остальном он достаточно развит, то всё нормально.

То есть это просто придет?
Да, это придет! Этому научат, этому специально уделят время и так далее. В основном, к объему предметной готовности нужно относиться спокойно. Ну, а если уж все-таки очень хочется «тревожиться» — то делать это следует по поводу социальной, психологической готовности и мотивационной, а к предметной относиться поспокойней.

Как можно реально оберегать личное пространство «новобранца» — если ребенок действительно очень застенчивый, а с первых дней начинается пусть скрытая, но конкуренция?
И можно, и нужно — личное пространство ребенка — вещь неприкосновенная. Родители, которые делают это, поступают правильно: всегда нужно быть на стороне своего ребенка.

И все-таки, как это правильно делать, когда теперь ребёнок половину дня проводит в школе? Как помочь защитить это самое пространство?
Как помочь? Разговаривать с ребенком о том, что происходит в его новой жизни, искренне проявлять к этому интерес. Научить его рефлексии своего жизненного опыта. Забираете из школы, спросите: «Расскажи мне, что сегодня было самое интересное? В твоей жизни сегодня произошло очень много событий, о которых я не знаю, но мне очень хочется узнать. Давай так: первое, второе, третье место» — это как один из примеров. Он начинает думать и вспоминать — что было хорошим, а что — самым лучшим, и приобретает опыт и культуру рефлексии. Этим самым мы его защищаем.
Вопросы должны быть с вашей стороны «Чем я могу тебе помочь?» и контакт с учителем должен быть, конечно же! Я поработала в школе и могу вам сказать, с какой нежностью на самом деле учителя относятся к маленьким своим «птенцам». Конечно, не бывает без исключений, но как правило — они очень трепетно вводят малышей в школьную жизнь. А у опытных учителей наметан глаз на возможные риски: как ребенок сидит, как достает пенал из портфеля — педагог их тут же выхватывает взглядом. У педагогов куча приемов в арсенале, которые помогают «подстелить соломку». И опять же — задавать вопросы, подходить к учителю. «Как он? Что он? Меня вот это беспокоит! Как он на это реагирует?» Для того чтобы уменьшить, снизить собственную тревогу и помочь ребенку, необходимо получить максимум информации.

Зафиксируйте его внимание на том, что из предложенной «кучи» сложных заданий у него получилось

Нужно ли ребенку быть отличником, чтобы стать успешным в жизни? Думаю, что вы сразу ответите «нет» — что ребенок не должен быть отличником, чтобы быть успешным и тем более счастливым. А вообще — что такое успех? Каковы его критерии?
Успешным — немножко затертое сейчас слово, но вполне адекватное. Что такое успешность с моей точки зрения — это субъективное ощущение самого себя успешным: я могу, у меня получается, я хочу это делать. Это если коротко. Когда мы говорим об успешности ребенка, особенно дошкольника и младшего школьника: для него ощущение успешности — это ключевой момент, на котором должно быть сосредоточено внимание взрослых, организующих его обучение. Что нужно для того, чтобы быть успешным? Нужно четкое понимание того, что я могу, и нужна вера в то, что я смогу. А чтобы появилась эта вера, нужен опыт, нужно многократное подтверждение того, что я могу. И значит, для ребенка должна быть организована такая ситуация, когда он что-то делает и видит результат, и этот результат видят другие. Я понимаю, что результат важен близким для меня взрослым и моим одноклассникам. В этот момент я переживаю чувство глубокого удовлетворения. Это переживание вкупе с этой ситуацией и создает опыт успешности. Я переживаю это раз, другой, третий — и у меня появляется вкус. И когда появляется вкус к этому переживанию — у меня возникает мотивация достижений. А когда сложилась мотивация достижений, я начинаю ставить цель, использовать средства, потому что у меня уже есть опыт. И как родители, и как педагоги, мы такие события в жизни ребенка должны проектировать специально, исходя из его возможностей.

Вопрос, который должен быть с вашей стороны: «Чем я могу тебе помочь?»

Какие дополнительные занятия полезны для ребенка? Как правильно, разумно выбрать кружок или секцию?
Для того, чтобы ребенок понял, к чему у него больше склонностей и интересов, он должен пробовать, пробовать, и пробовать — и обязательно в деятельности. Не просто получать знания, а приобретать опыт. Ну и потом — это еще и социальный лифт для ребенка. Когда он в системе дополнительного образования может реализовываться в каких-то видах деятельности, для него это создает новые возможности.
Как раз возвращаясь к предыдущему вопросу об успешности — это потенциальные места для успешности. Попробовать и понять, где он может быть успешен. И заниматься этой деятельностью нужно хотя бы для того, чтобы получить представление о самом себе. Кроме того, фактически это предпрофильная ориентация. Ведь очень часто так бывает — именно из дополнительного образования человек выходит в профессию. Поэтому большая школа сейчас устроена именно так — у нас есть огромный спектр дополнительного образования, который плотно интегрирован с учебной деятельностью.

Дайте, пожалуйста, несколько советов родителям — выполнимых и действительно «работающих». Может быть, порекомендуете упражнения, психологические практики, которые не допустят тревожность взрослую и смогут предотвратить детскую.
Самое главное — это позитивный настрой, даже если его нет внутренне! Мы же взрослые люди, мы же можем?

Должны!
Должны! (смеется) Первое: как-то взяв себя в руки, собраться и понять — то, что я транслирую ребёнку, это только позитивный контекст! Не нравится учительница, неправильно, по вашему мнению, она поступила — ребёнок не должен слышать об этом от родителей или участвовать в любых обсуждениях по этому поводу. Второй момент: информирование, самоинформирование и культура информирования. Третий действенный способ, на мой взгляд — пауза перед реакцией. Это вообще главный принцип воспитания. А тут уже приемов много — считаем до десяти, задерживаем дыхание, кому что подходит. В конце концов, рвем газету — любая пауза перед реакцией, потому что спонтанная реакция нечасто бывает объективной.
И последнее — четвертый у нас получается пункт — всегда помнить о том, что мы прикасаемся к судьбе человека, это огромная ответственность. Всё, что мы делаем, общаясь с ребенком — это его опыт.

Анастасия, огромное спасибо за интересный и полезный разговор. Мы уверены, он непременно заинтересует родителей первоклассников и поможет им правильно настроиться и подготовиться к новому и такому важному этапу жизни их детей — поступлению в первый класс!
Спасибо!

 

беседовала Е. Рипс фото: Н. Арефьева

 

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: