Наука: полное погружение

«Умные» наноматериалы нового поколения для биомедицинского применения, молекулярная биология и генетика, фундаментальная теоретическая наука и прикладные разработки, результатами которых мы можем пользоваться уже сейчас… Как выбрать не только вуз и область деятельности, но и, возможно, дело всей жизни? Как не бояться пробовать новое, помня о прочных основах? Молодые ученые Москвы, представители Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте РФ по науке и образованию продолжают рассказывать журналу «Школа. Москва» о своем «Пути в науку».

 

АЛЕКСАНДР САФОНОВ

Кандидат технических наук, вице-президент по развитию Сколковского института науки и технологии (Сколтех), член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте РФ по науке и образованию

Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием

Александр, когда вы поняли, что будете заниматься наукой, и что научная карьера — это именно ваша история?
Вы знаете, мне очень повезло. Мой дедушка и моя мама занимались со мной по «Арифметике» Магницкого — был такой замечательный сборник задач. А мой учитель в школе начинал урок словами: «Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием». Другой учитель чуть позже объяснил мне, что физтех — это как раз то место, где мне лучше всего учиться, что обязательно нужно готовиться и поступить. И у меня получилось!
Далее мне опять повезло — будучи студентом, я пришел в Институт проблем передачи информации (Институт проблем передачи информации имени А. А. Харкевича Российской академии наук — прим. ред.) — и там тоже были очень хорошие учителя.

Никто не знает, что лучше — влиять как-то на выбор ребенка или позволить ему самому разобраться с будущим образованием, профессией или областью деятельности. А что бы вы посоветовали ребятам, старшеклассникам?
Всё настолько быстро меняется, что выбрать область деятельности сегодня так, чтобы через десять лет она стала бы твоей работой, довольно трудно. Думаю, что принцип life-long learning (образование длиною в жизнь — прим. ред.) сейчас самый правильный. Я, может быть, даже не детям советовал бы, а предложил бы родителям — ни в коем случае не мешать ребятам делать свой выбор. Поддерживать, любить их, помогать им становиться уверенными в себе. И тогда они будут делать то, что любят, и любить то, что делают, — а значит, будут счастливыми!

Но всё-таки кто или что может если не повлиять на выбор подростка, то хотя бы заинтересовать, увлечь его?
Увлечь может хороший учитель. По-настоящему увлечь! То есть так, чтобы ты ни о чём другом больше не думал. Очень многое зависит от учителя. Конечно, человек будет выбирать позже, руководствуясь другими соображениями, но то, что было заложено в самом начале, мне кажется, самое важное.

Итак, мы опять обращаемся к учителю?
Всегда к учителю, всегда к человеку.

Расскажите немного о своей работе.
Как вы, наверное, знаете, Сколтех был образован совсем недавно — в 2011 году в сотрудничестве с MIT (Massachusetts Institute of Technology, Массачусетский технологический институт — прим. ред.). На сегодняшний день это уже полностью функционирующий университет. Понятно, что какое-то время ушло на бумаги, в 2015 году мы получили временный кампус и в 2018 начали переезд в постоянный — наш новый дом. Здания этого комплекса с самого начала были спроектированы и построены как лабораторные пространства для работы на самом современном оборудовании. Например, под микроскоп атомарного разрешения залит сложный фундамент, антивибрационные подушки, которые позволяют получить от этого оборудования максимум. Чем занимаюсь я? Курирую вопросы развития Института по ряду направлений. Расширение академической сети. Развитие системы правил, в которой было бы удобно работать ученым. Комфортная атмосфера и понятные правила, в которых Наукой — той самой, с большой буквы — удобно заниматься. Это очень важно. Еще одно направление развития Института — привлечение и отбор лучших студентов. У нас в прошлом году в системе подачи заявок зарегистрировалось 15 тысяч человек. В результате отбора мы приняли 500 студентов. Безусловно, конкурс свидетельствует и о популярности, и о востребованности. Скажите, у вас — как у ученого и исследователя — есть какая-то мечта или проект, к которому планируете приступить?
А можно вместо ответа я подарю вам книгу? Мечта с ней и связана. Это чертова дюжина научных комиксов, которую мы только что выпустили вместе с издательством «Эксмо». Каждый из них — рассказ о том, как наши студенты, аспиранты, постдоки (временная позиция, ставка в вузах и научно-исследовательских учреждениях, которую занимают молодые ученые со степенью кандидата наук — прим. ред.) вели исследования, результаты которых опубликованы в самых лучших журналах, таких как Nature. Например, плавали в Антарктиду, чтобы взять керн, изучали микробиоту, всё это потрясающе интересно! Каждый комикс создан своим автором, художником — по сути, это авангард тех, кто рисует комиксы в России.
А моя самая смелая мечта связана с тем, чтобы через какое-то время я вернулся бы из административной работы в науку и смог бы стать героем одного из таких комиксов.

Большое вам спасибо! Чудесный подарок! И замечательная мысль о том, что есть желание вернуться в науку из административной работы — наверное, это и есть самое главное?
Мы как администрация работаем с профессорами вместе! (смеётся) И стараемся не отходить далеко от науки — это очень интересная среда действительно очень увлеченных и талантливых людей.

Спасибо огромное!
Спасибо Вам!

 

АННА КУДРЯВЦЕВА

Кандидат биологических наук, руководитель лаборатории постгеномных исследований Института молекулярной биологии имени В. А. Энгельгардта РАН, лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых 2016 года

Важнее всего для нас — видеть результаты своих трудов реализованными; поверьте, нет ничего лучше, чем это чувство!

Анна, расскажите, как складывался ваш путь в науку? Когда вы поняли, что ваша деятельность в любом случае будет связана с научными исследованиями?
Примерно со второго класса школы я мечтала стать врачом и просила маму купить мне всевозможные книги и атласы. Но, похоже, в моей семье был, как это принято сейчас говорить, «незакрытый гештальт»: и бабушка, и мама, и папа — все хотели, чтобы я стала музыкантом. Я поступила в школу при консерватории в Санкт-Петербурге, но медицина всё равно не переставала привлекать меня. Для того чтобы изучить биологию и поступить в медицинский, я еще школьницей пошла в Санкт-Петербургский государственный университет на биолого-почвенный факультет. Там совершенно бесплатно преподаватели вуза читали детям лекции, а студенты проводили семинары. Итак, восьмиклассницей я начала посещать малый биологический факультет при СПбГУ. Исходной моей задачей было изучить биологию настолько, чтобы поступить в медицинский, но судьба сложилась по-другому: я поняла, что этот факультет — как раз то место, где я хотела бы остаться! Наверное, так и началась моя научная карьера.
Следующий значимый шаг — это аспирантура в Москве, я поступила в Институт молекулярной биологии имени Энгельгардта. Сейчас я руковожу там лабораторией, а еще работаю в онкологическом Институте имени Герцена. Так что в итоге всё равно моя жизнь связана с исследованиями в медицине, с так называемой биомедициной. Получается, что мой путь в науку привел меня буквально к исполнению детской мечты!

Наука сейчас — это интересно, престижно, востребовано. Какие советы вы могли бы дать ребятам, старшеклассникам, тем, кто именно сейчас выбирает свой профессиональный путь? Есть ли какой-то алгоритм действий, который может помочь сориентироваться?
Думаю, что конкретного алгоритма, который подошел бы абсолютно всем, конечно, нет. Для тех ребят, кто для себя уже решил заниматься наукой, я бы порекомендовала поближе познакомиться с теми возможностями, которые они получат уже по окончании вуза. Зачастую после выхода из института вчерашние студенты обнаруживают, что выбранная ими профессия на практике совсем другая. Вы ведь знаете самое распространенное заявление работодателя — «Забудьте всё, чему вас учили в вузе! Мы начинаем с чистого листа!» И часто выпускник университета думает: «Да если бы я только знал, я никогда бы не пошел туда!».

А что нужно сделать, чтобы сегодняшний школьник, будущий абитуриент, действительно «знал», что представляет из себя его будущая профессия, какие есть нюансы и требования, и так далее?
Нужно смотреть не на вуз, а на возможности, которые может предложить работодатель, понять, какой будет твоя реальная специальность, в каких компаниях, институтах ты сможешь работать. То есть не просто мечтать, где будет интереснее или престижнее учиться, а думать, чем потом ты будешь заниматься. Сейчас масса лабораторий готовы принять школьников на проектную работу, как минимум прочитать лекции или провести экскурсии по институту, рассказать о деталях профессии, о ее плюсах и минусах.
Мы вот сейчас с вами говорили: «Если бы я только знал — я никогда бы не пошел!». Но есть и другая категория: «Если бы я только знал — я бы обязательно пошел!» Нужно, конечно, поддерживать тех, кто уже мотивирован идти в науку, но, с другой стороны, огромное количество пока не определившихся ребят могли бы стать отличными учеными, их нужно просто зажечь этим желанием!

 

 

Кто, на ваш взгляд, сможет зажечь, заинтересовать?
На мой взгляд, в первую очередь учителя! Знаете, задача номер один — не убить в ребенке в принципе желание ходить в школу. А вторая задача — найти учителя, который действительно сможет увлечь школьника. Причем это может быть совершенно неожиданное направление. Иногда достаточно захватывающей лекции, например, по филологии или географии, — и подросток уже не мыслит себя вне этих наук!

Пожалуйста, расскажите о своей работе и самой главной мечте.
В общих словах — мы занимаемся молекулярной биологией и генетикой. Наверняка все слышали про геномные проекты и генетическое редактирование. Сейчас мы сотрудничаем с самыми разными исследователями, например, изучаем микрофлору в различных местообитаниях — от кишечника свиньи до очистных сооружений! Также занимаемся онкологией, генетикой продолжительности жизни и исследованиями в сельском хозяйстве. Как у большинства научных работников, которые «горят своим делом», конечно, главная мечта — увидеть результаты трудов и бессонных ночей в реальной жизни. Приведу небольшой пример: в нашей лаборатории разработан способ определения пола у тополя. Известно, что пух дают только женские особи. Если сажать в городах только специально отобранные мужские растения, мы избавим людей от тополиного пуха — это решение проблемы аллергии у многих горожан, забитых водостоков и повышенной пожароопасности. Конечно, мы бы очень хотели, чтобы такого рода исследования были внедрены в реальную жизнь. Казалось бы, до реализации всего один шаг — но зачастую именно этот шаг сложнее всего сделать. Самое важное для нас — это видеть результаты своих трудов реализованными. Это величайшее удовольствие, наслаждение и удовлетворение от своей работы. Поверьте, нет ничего лучше, чем это чувство!

 

МАКСИМ НИКИТИН

Кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией нанобиотехнологий Московского физико-технического института, член Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте РФ по науке и образованию, лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2017 год

Если тебе интересно так, что ты готов сворачивать горы, то стоит идти в науку

Когда вы поняли, что ваша жизнь навсегда будет связана с наукой?
Я учился в одной из лучших школ Москвы — знаменитой «Второй школе». Занимался в основном физико-математическим направлением, а там еще было химико-биологическое! И вот в один прекрасный день нас отвели на экскурсию в Институт общей физики — это было совсем рядом, буквально через дорогу! Нам хотели показать, чем занимаются ученые, что такое физика. Наверное, мы тогда ничего не поняли, но совершенно точно, что нас это вдохновило. А после лекций мы пошли на экскурсии по лабораториям. Заведующих лабораториями попросили уделить школьникам немного времени и рассказать нам, чем они занимаются. Одна из таких лабораторий мне очень понравилась — это была лаборатория газовых лазеров. Нам показали эксперимент, который я запомнил на всю жизнь. Пучок газового лазера был сфокусирован перед листом бумаги. Нас предупредили, что может быть очень громкий звук, но мы не ожидали, что так «рванет»! Лазер не сжег бумагу, так как был сфокусирован сантиметрах в десяти от листа, а пробил ее ударной волной с невероятным металлическим звуком — как будто бы вместо бумаги там был лист железа; у нас, как сейчас говорят, «картинка» не сошлось с тем, что мы слышали! Я был в полном восторге от того, что свет, оказывается, являет собой такую мощь. И вот когда экскурсия уже подходила к концу, я спросил у заведующего лабораторией, можно ли нам прийти уже не просто «посмотреть», а поработать. Удивительно, но нам с ребятами разрешили! И даже дали задачу, крайне примитивную, как я сейчас понимаю. Нужно было выставить параллельность зеркал в лазере. Для нас это был полный восторг — мы буквально «загорелись» заниматься наукой.
До этого я увлекался программированием и думал, что, конечно, стану программистом. А вот после этой лаборатории решил то, что называется «пойти в ученые». Надо сказать, у меня были потрясающие учителя в школе — на своем физико-математическом направлении и химию, и биологию я знал прекрасно! Так что, когда пришло время выбирать вуз, я мучился: поступать на факультет биоинженерии и биоинформатики в МГУ или на Физтех. Выбрал в итоге Физтех и ни капли не жалею об этом.
Теперь я понимаю, что конечно, важно прикоснуться к науке, а далее понять, насколько тебе это интересно. Если тебе интересно так, что ты готов сворачивать горы, — то точно стоит идти в науку. Если ты колеблешься, но понимаешь, что готов рискнуть и потратить на это массу сил и времени, — тоже стоит пробовать заниматься научной деятельностью. А вот если не готов морально вложиться на начальном этапе — выбирай что-то другое.

 

 

Старшеклассники сейчас определяются, какие шаги можно предпринять, над чем стоит задуматься, выбирая вуз и будущую профессиональную область. Посоветуйте, пожалуйста, и если возможно, дайте практические рекомендации.
Могу дать довольно четкие советы. Первое: получать хорошее фундаментальное образование, это самое главное. Школа и младшие курсы института — это ваша единственная (!) возможность построить этот фундамент. Второе: я бы рекомендовал попробовать себя в исследовальской области, например, прийти в лабораторию, посмотреть, как работают люди. Главное — попробовать провести свой эксперимент (т. е. придуманный вами), может быть, даже и не в лаборатории и не обязательно с помощью сверхсовременных приборов! Знаете, Пётр Леонидович Капица, основатель Физтеха, говорил, что эксперимент нужно уметь проводить с сургучом и веревкой, и этого должно быть достаточно! Так вот, если ваша история больше о том, что «мне хочется прийти в лабораторию ради красивых картинок, оборудования и потому что здесь «прикольно» — это неправильно и это не ваше место. Нужно идти от хорошей научной базы и внутреннего желания делать что-то новое. Я намного охотнее возьму к себе в лабораторию студента, который мне в деталях расскажет, как он дома разбирался с влиянием состава мыльных пузырей на время их жизни, чем того, кто учился нажимать кнопки на современном цитофлуориметре и «анализировать клетки», совершенно не понимая, как и что этот цитометр измеряет.

Расскажите немного о вашей работе, чем вы занимаетесь сейчас. И объясните, пожалуйста, что же такое «умные наноматериалы».
Одно из основных направлений — это направленная доставка лекарств. Задача состоит в том, чтобы лекарство попало только в область заболевания в организме и не наносило вред самому организму. Для этого мы придумали, как создать наночастицу, которая сама по себе является компьютером — без каких-либо дополнительных проводов, без периферии. Путешествуя по организму, этот «компьютер» занимается вычислениями и решает математические задачи. Конечно же, не с точки зрения извлечения корня из 15, а с точки зрения биохимического анализа маркеров заболевания. Ну вот, допустим, всем известна проблема диабета — нужно сделать так, чтобы лекарство работало только тогда, когда много глюкозы и одновременно мало инсулина, а в остальных случаях оно оставалось неактивным. С точки зрения математики это описывается булевой алгеброй. По тому же принципу работают и обычные компьютеры. Если одна частица может проанализировать сразу много маркеров, то и доставка лечения будет специфически направленной и эффективной. Можно провести аналогию. Представьте себе, что есть письмо, а почтальон может прочитать только один параметр адреса: либо номер квартиры, либо улицу, либо индекс, либо город — так работают современные лекарства — и доставка получается крайне неэффективной. Так вот наши умные материалы как раз являются теми компьютерами, которые могут анализировать сразу все параметры адреса: и улицу, и номера дома и квартиры, и город, и индекс. И у них появляется шанс донести «письмо», а в нашем случае лекарство, туда, куда нужно.
Самое интересное, что это не фантастика, это уже «настоящее время»! Мы уже реализовали эту частицу, показываем, что она умеет работать на клеточной культуре, то есть последовательно ведем нашу историю к терапии, непосредственному лечению.

 

текст: Е. Рипс   фото: Н. Арефьева

 

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: