Буря эмоций, десятки научных исследований и 100 км на лыжах позади — московские школьники покорили Арктику! О подготовке и планах Большой арктической экспедиции рассказывал предыдущий номер журнала «Школа. Москва». Сейчас же мы собрали для вас самые интересные факты о путешествии московских ребят на Северный полюс. Теперь Арктика стала ближе!
«Чебурашка» — главный «друг» полярников. И это вовсе не талисман, игрушка или книга, а настоящий самолет. АН-72/74 прозвали так за характерное расположение двигателей: они напоминают большие уши «неизвестного науке» зверька. Это единственный в мире самолет, способный сесть на льдину с большим грузом. Борт доставляет на «Барнео» людей, оборудование, провизию, экипировку, а затем возвращает их на большую землю.
«Чебурашка» — самолет АН-72/74
Каждый год на дрейфующей льдине заново строится ледовый аэродром, который принимает рейсы АН-72/74. Там же базируются два вертолета МИ-8. Кроме того, на российской полярной станции располагаются 12 теплых жилых модулей и две кают-компании.
В Арктике время останавливается. Здесь часы, минуты, секунды — абстрактные понятия, потому что для путешественников бесконечно тянется полярный день. Солнце всегда над горизонтом. Иногда можно увидеть эффект гало — сразу три солнца.
Лед на Северном полюсе никогда не «отдыхает», он постоянно в движении, невидимом человеческому глазу. Осознать это можно, проснувшись утром и посмотрев на приборы: отнесла ли тебя льдина на сотни метров в сторону либо, как большой паром, подвезла к заветной цели.
Отряд под руководством Матвея Шпаро преодолел весь маршрут до Северного полюса за пять дней, а не за неделю, как планировалось изначально. Экспедиция установила себе сутки продолжительностью 26 часов, что позволило сэкономить два дня.
Самая незаменимая вещь в лыжном походе на Северном полюсе — это примус. Изобретенный еще в 1892 году Францем Линдквистом, он единственный «не боится» арктических холодов и всегда выручает замерзших путников. Участники группы «Полюс» топили на примусах снег для приготовления чая и еды.
В Арктике не боишься остаться без воды — ведь она кругом, пусть и в твердом состоянии. Но нужно помнить, что собирать снег для питья стоит со снежных надувов и сугробов.
Самые главные препятствия на пути у лыжников — это полыньи и торосы. Полыньи появляются на месте расхождения льдин и покрываются тонким льдом. По толщине льда можно определить «возраст» полыньи. Торосы же образуются в местах, где льдины сталкиваются друг с другом.
Члены отряда «Полюс» успешно преодолели торосы высотой 5–6 метров. Горожанам сложно представить эти снежные горы.
Покорение Северного полюса — это настоящий праздник! Его ребята отмечали в костюмах различных животных. А в качестве угощения были блины.
Хотя на Северном полюсе и не проходит Чемпионат мира по футболу, здесь был организован свой международный футбольный турнир! Полярники из Израиля, Австралии, Англии и Америки и, конечно, московские старшеклассники провели несколько матчей на дрейфующей льдине «Барнео». В такие моменты становится жарко, несмотря на арктическую стужу.
Самая низкая температура, зафиксированная участниками группы «Барнео» под руководством Ивана Смирнова, — минус 23,5 градуса (так же холодно в морозилке вашего холодильника). И это далеко не нижний температурный передел в этих местах. Морозный рекорд для Северного полушария Земли — минус 67,8 градуса. Средняя температура зимой на Северном полюсе — минус 43 градуса.
Толщина льда в Арктике около двух метров, а под ним простираются четыре тысячи метров водной толщи, где обитают живые организмы. Группа «Барнео» изучала зоопланктон и фитопланктон, брала пробы воды на глубине 5, 10 и 25 метров и проводила подводные фотосъемки нижней кромки льда.
На дрейфующей льдине у отряда «Барнео» был свой Wi-Fi-роутер, встроенный в метеостанцию. Конечно, интернет там не работал, но зато через беспроводную связь можно было передать данные с метеостанции на компьютер, планшет или телефон. Так, не выходя из палатки, с утра уже можно было узнать о температуре воздуха, направлении и силе ветра, влажности и атмосферном давлении.
Московских школьников по праву можно назвать героями. По прилете в Москву их заслуги были отмечены заместителем Председателя Правительства РФ Ольгой Голодец, главой МЧС России Владимиром Пучковым и председателем комиссии Московской городской Думы по экологической политике Зоей Зотовой. Ребятам были вручены почетные грамоты.
В апреле 2018 года в районе Северного полюса был зафиксирован абсолютный максимум по количеству молодых участников — 13 столичных школьников и один студент Московского городского педагогического университета.
текст: Л. Серебрянник фото: личный архив М. Шпаро и М. Блинова, «Лаборатория путешествий»