Вы читали своим детям на ночь? Уверен, пока они не пошли в школу, вы делали это регулярно, да и в первом-втором классе не стоит резко бросать это занятие. До того, как ребенок сам возьмет в руки книгу — не азбуку или учебник, а именно литературное произведение, — пройдет не один год, но случиться это должно обязательно. Правда, современный ритм жизни практически не оставляет времени на то, что мы называем вдумчивым чтением, а чтение вслух ребенку требует гораздо больше творческих затрат, чем уставший от безумного дня родитель может себе позволить. В итоге традиция прерывается, а вместе с ней, частично — и развитие творческого мышления. Ведь книга, воспринятая на слух либо прочитанная самостоятельно, — это в первую очередь мощнейший стимул для работы воображения ребенка. Кто-то скажет: есть аудиокниги. Да, есть. А еще есть искусственное молоко, няни, много работы и масса других причин проводить со своим ребенком как можно меньше времени. Поэтому, если вы «не из таких», а сил после тяжелого трудового дня остается мало, — попробуйте иногда менять книгу на фильм. «То есть на телевизор?» — строго спросите вы. «Но вы же давно променяли классические фолианты на iPad», — отвечу я вам. Дело не в форме — сейчас речь пойдет о содержании. Итак, пять зарубежных фильмов, которые стоит посмотреть со своими детьми. И сразу спешу ответить на вопрос, почему зарубежные. Да по той же причине, по которой на детской книжной полке по соседству с отечественной классикой должны стоять Майн Рид, Фенимор Купер, Конан Дойль и Жюль Верн. Это одна из причин. Другая заключается в том, что с советскими фильмами для детей родители старше тридцати так или иначе знакомы, поскольку сами на них выросли, а вот равносильные им по художественной составляющей зарубежные картины они вряд ли видели в силу различных причин, главная из которых — отсутствие спроса на них со стороны Гостелерадио в позднее советское время и начало 90-х. В итоге, в отличие от литературы, зарубежная детская киноклассика осталась нынешними мамами и папами незамеченной. Восполним немного этот пробел.
«Дух улья»
1979 год, Испания
Режиссер — Виктор Эрисе
События фильма разворачиваются во время гражданской войны в Испании, в конце 30-х годов прошлого века. В деревню, где живут главные герои картины, приезжает передвижной кинотеатр, и немногочисленные жители становятся свидетелями очень странной премьеры: им демонстрируют голливудскую картину 1931 года «Франкенштейн». Фильм производит неизгладимое впечатление на двух маленьких сестер, Анну и Изабель. Вернувшись после сеанса домой, девочки делятся перед сном впечатлениями от увиденного, после чего в жизни одной из них — младшей Анны — начинают происходить невероятные для ребенка события: её фантазии и страхи, связанные с событиями фильма, обретают реальность. В одном из своих интервью режиссер Виктор Эрисе вспоминал, что название своей картины он позаимствовал из книги о пчелах Мориса Метерлинка, где словосочетание «Дух улья» символизировало некие законы, по которым существует этот необъяснимый и таинственный мир насекомых. Фильм поразителен в своей метафоричности. В нем нет ничего однозначного. Всё, что происходит на экране, имеет свой подтекст, а часто и двойную трактовку. На первый взгляд, пасека, которую содержит отец девочек, — всего лишь его хобби, но по мере развития событий в картине, казалось бы, простых, обыденных, но преподнесенных зрителю сквозь призму воображения маленькой Анны, мы начинаем замечать, что мир пчел и мир героев во многом идентичен. Это лишь фабула произведения. На её основе режиссер сумел выстроить такое многомерное пространство символов и аллегорий, что внимательный зритель еще долгое время будет разгадывать и пересматривать фильм, трактуя происходящее по-своему, в зависимости от возраста, образования и восприимчивости к художественным произведениям. Картина, безусловно, подойдет для семейного просмотра, однако у ребенка, скорее всего, возникнут вопросы, связанные с главной особенностью фильма: всё его содержание скрыто, что называется, между строк. Поэтому рекомендуется, прежде чем показывать фильм своим детям, заранее ознакомиться с его сюжетными особенностями и быть готовым объяснить ребенку многие исторические моменты этой ленты.
«Кес»
1970 год, Великобритания
Режиссер — Кен Лоуч
Как говорят, этот фильм входит в перечень лучших детских картин, которые стоит посмотреть ребенку до 14 лет. Возможно. Но, как и с предыдущей картиной, родителям стоит быть аккуратнее, поскольку фильм по своему содержанию и художественной подаче крайне — что хорошо — реалистичен, но в то же время жесток. Последнее не стоит воспринимать как негативную оценку, отнюдь нет. Скорее, нужно поправить возраст, с которого рекомендован просмотр, скажем, на 16 и старше — то есть то время, когда ребенок уже сталкивается с реальным миром и грезы детства постепенно отходят на второй план. «Кес» — это замечательная экранизация книги английского писателя Барри Хайнса «Сокол для воришки» («A Kestrel for a Knave»), где с документальной достоверностью показана жизнь бедной шахтерской семьи со всеми её невзгодами, потому что «радостей» там никогда не было и не будет, о чем в фильме открыто говорит мать главных героев картины, двух братьев — Билли и Джуда. Отца у них нет. Джуд, старший, работает шахтером на фабрике. Билли по утрам, еще до школы, разносит газеты, при этом подворовывая по мелочи: то шоколадку в лавке стащит, то бутылку с молоком у такого же, как он, разносчика. При этом подобное поведение не вызывает у зрителя абсолютно никакого порицания, всё становится понятным и естественным с первых кадров картины, когда оба брата просыпаются в одной маленькой кроватке: одному 18 лет, другому — 14. И других кроватей в доме нет. Поэтому воровство Билли — это банальный способ утолить чувство голода, которое, видимо, постоянно его преследует. На протяжении всего фильма зритель наблюдает ужасающие нравы, царящие в общеобразовательной школе Великобритании, которая к тому времени — концу 1960-х — еще не была реформирована и где повсеместно были распространены телесные наказания в виде розог, так поощряемых протестантской доктриной. Весь этот суровый гнет личной жизни и жизни общественной окружает младшего Билли постоянно, другой действительности и отношения к себе он никогда не знал. Друзей у него нет. В школе он изгой, причем как со стороны сверстников, так и со стороны учителей. Старший брат Джуд его постоянно колотит. Но, как это нечасто бывает в подобных обстоятельствах, ребенок находит отдушину в мире абсолютно другом, где нет насилия и унижения, — в мире своих собственных увлечений! Приметив однажды на заброшенной ферме соколиное гнездо, Билли решает приручить птицу — только лишь потому, что когда-то где-то об этом слышал. «Способности» воришки помогают ему стащить в магазине книгу об орнитологии, где в подробностях описан процесс приручения сокола. С этого момента жизнь Билли меняется: у него появляется пернатый друг. Надолго ли?…
«Медведь»
1988 год, Франция, США
Режиссер — Жан-Жак Анно
Тот редкий случай, когда художественное произведение может быть интересно абсолютно любой категории зрителей, начиная с беспечных дошколят и их мам и пап — и заканчивая «суровыми» профессионалами киноиндустрии. Первым этот фильм преподнесет хороший урок гуманизма, борьбы за выживание в сложных жизненных обстоятельствах и лишний раз напомнит о величии природы, где человек — всего лишь её часть, без права возвышения и унижения последней. А современным режиссерам будет небезынтересно посмотреть, как снималась эта картина, когда, по сути, весь съемочный процесс — это зеркальное отражение смысла самой ленты: колоссальный труд, борьба, любовь и уважение, упорство в достижении поставленной цели и как итог — рождение уникального произведения искусства. Съемки фильма проходили в национальных парках Северной Италии и на западе Австрии. Сюжет картины позаимствован из книги американского писателя-натуралиста Джеймса Оливера Кервуда «Король гризли» («The Grizzly King»). Вся лента — это крайне реалистичное и познавательное повествование о выживании в природе маленького медвежонка, оставшегося сиротой после того, как его маму-медведицу придавило скалой, когда они вдвоем лакомились диким мёдом. В фильме практически отсутствуют диалоги: их заменяют звуки окружающего мира и животных, но даже их целой команде звукорежиссеров приходилось озвучивать на протяжении 11 месяцев. Благодаря их работе природа в фильме «заговорила»: особенно интересно слушать «диалоги» живых существ, которые со временем ты начинаешь не только понимать, но и улавливать их интонацию. В картине присутствуют две сюжетные линии: история медвежонка и история двух охотников, преследующих огромного гризли, постоянно ускользающего от них в самый последний момент. В середине фильма судьбы всех героев пересекаются самым невероятным образом. Медвежонок встречает взрослого медведя-самца и тот — конечно, не сразу, ни без недовольства и злобы — но всё-таки принимает его к себе. Такого рода «усыновление» в дикой природе практически невозможно, но на то и сказка, чтобы чудеса случались каждый день. Теперь, сам того не ведая, малыш вместе со своим новым «отцом» становится объектом охоты, добавляя тем самым к своей новорожденной неуклюжести еще и шанс быть убитым. Интересный факт: после того как был написан сценарий, режиссеру и всей съемочной группе пришлось ждать еще четыре(!) года, прежде чем приступить к съемкам самой картины. Всё это время дрессировщики работали с медведями, тренируя их по сценарию фильма. В одном из своих интервью Жан-Жак Анно вспоминал: «Мы начали съемки в 1987 году. К тому времени я уже ничего не мог изменить в сценарии. Все сцены и движения были отрепетированы. Какие-либо изменения в сценарии были невозможны, иначе животным пришлось бы заново всё разучивать. В одной из сцен медведь должен был прихрамывать, дрессировщику потребовалось два года, чтобы обучить зверя изображать раненого…».
«Ни одним меньше»
1999 год, КНР
Режиссер — Чжан Имоу
Если о предыдущей картине есть масса материалов со съемочной площадки, рекомендуемых к просмотру обязательно, то о фильме китайского режиссера Чжана Имоу, к большому сожалению, найти ничего не удалось. И это тем более печально, поскольку на данный момент остается тайной для многих (не для всех, конечно) то, какими режиссерскими приемами ему удалось в своем фильме заставить не играть, а жить по Станиславскому полный непрофессиональный состав актеров. Здесь будет уместно употребить термин «художественный реализм» в противовес документальному. Когда естественность и натурализм происходящего на экране облекаются в красивую форму в виде постановочных съемок, музыки и классического монтажа. Фильм уникален по своему исполнению. Все роли в картине играют прототипы своих собственных героев: председателя играет председатель, учителя — учитель; директора фабрики — директор фабрики и т. д. Но слово «играют» здесь не подойдет: они не умеют играть и никогда этому не учились. Колоссальная заслуга режиссера состоит в том, что он смог — каким-то невероятным образом — создать на съемочной площадке ту самую атмосферу естественности происходящего, когда даже самые маленькие «актёры» ведут себя перед камерой настолько непринужденно, что, кажется, совершенно не думают о том сложном деле, которое сейчас вокруг них происходит. Порой это выглядит так, словно детям вообще не объясняли, что снимается кино, — так это всё здорово выглядит на экране. Картина повествует о жизни сельской школы в одной из удаленных провинций Китая. Поголовная бедность и безграмотность для жителей этого села — норма. Очевидно и то, что учебное заведение появилось там совсем недавно. Современный ритм и требования жизни заставили администрацию деревни найти человека на «роль учителя» для немногочисленных детей местных жителей. Всё образование в полуразвалившемся сарае, отведенном под класс, сводится к бездумному переписыванию текста из учебника и исполнению национального гимна с поднятием флага по утрам. Однако нужно отдать должное детям — делают они всё это на «пять». Фильм начинается с того, что учителю Гао нужно на месяц покинуть деревню, чтобы навестить свою тяжело больную мать. Занятия решено не прерывать, но нужно найти замену преподавателю. Деревенский староста рекомендует на роль учителя 13-летнюю Вэй Миньчжи — только лишь потому, что она умеет чуть больше, чем среднестатистический местный житель, в частности она «хорошо поет». Перед ней учитель Гао ставит два основных условия. Первое: экономить мел, так как это единственное и самое дорогое, что есть в школе, не считая одного учебника. Второе — все дети должны быть на своих местах, не разбежаться и продолжить учебу через месяц, когда он вернется. За выполнение этих требований он заплатит. Легко сказать… Вслед за учителем через пару дней на заработки в город уезжает один из учеников, 10-летний Чжан Хуэйкэ. Вэй решает его вернуть во что бы то ни стало, но оказывается, что билет на автобус стоит очень дорого и денег нет. Их нужно где-то достать. Вместе со своим классом она отправляется на кирпичную фабрику в надежде заработать там необходимую сумму. А дальше — всё как в известной формуле «школьные знания для реальной жизни». Заработав немного денег, ребята уже на вокзале выясняют, что необходимой суммы не хватает. Вэй возвращается с детьми в школу, где они все вместе решают математическую задачу: какой объем кирпичей им нужно еще перетаскать и за какое время, чтобы собрать деньги на билет, учитывая, что заработанная сумма была им выплачена за такой-то объем работы. Любопытно отметить тот факт, что сама маленькая учительница (вариант названия картины в русском переводе), как видно из фильма, считать не умеет. За нее это делают её же ученики. В результате «мучительных подсчетов» получилось еще два дня изнурительного труда на кирпичном заводе. Отбросив идею с заработком, класс принимает решение отправить свою учительницу на автобусе в город «зайцем», для чего ребятишки создают давку на автобусной остановке, где в неразберихе юная Вэй пробирается в салон и благополучно отправляется на поиски «сбежавшего ученика».
«Мальчик с велосипедом»
2011 год, Бельгия, Франция, Италия
Режиссеры — Жан-Пьер и Люк Дарденн
Мейнстрим — штука вредная, странная, но необходимая. Без него мы никогда не знали бы то, чего лучше вообще не знать. Иными словами, это отличный компас в мире сиюминутных банальностей, раздутых гигантскими рекламными бюджетами. И тем меньше поток дешевого серийного контента, чем быстрее его потребляет вся «прогрессивная» общественность. Проглотили — и забыли. На очереди следующий хит. И так до бесконечности. В этой ситуации нетронутыми прогрессом могут остаться лишь «аллергики», с рождения привитые Чеховым, Бергманом, Саврасовым, Чайковским, Дюма и прочими «бальзамами для ума и сердца». Именно таким людям еще — по недоразумению — отводят место в жюри европейских международных кинофестивалей. Благодаря им мы имеем шанс не задохнуться окончательно от «парниковых газов» калифорнийской фабрики грез. Канны — пока держат марку… пока. В 2011 году фильм братьев Дарденн «Мальчик с велосипедом» получил Гран-при фестиваля. Все традиционно: прекрасный сценарий, фантастическая игра 11-летнего парня, «чистая» операторская работа, динамичный монтаж. Авторы картины переносят зрителя на улицы современного бельгийского города Серен. Фильм с самых первых кадров захватывает своей эмоциональностью. Кажется, что ты начал смотреть кино с середины и теперь пытаешься быстро разобраться с происходящим на экране. Вот явно чем-то расстроенный мальчик тщетно дозванивается до своего отца. Автоответчик сообщает, что номера больше не существует. «Сирил!» — обращаются к парню по имени. — «Положи трубку. Твой отец уехал. В квартире никого нет». Но мальчик не верит, он продолжает звонить. Тогда у него силой пытаются отобрать телефон. «Нет! Нет! Он должен был оставить мне велосипед! Он никуда не уехал!». Сирил кусает за руку человека, пытающего выхватить у него трубку и, проскользнув под столом, вырывается из помещения на улицу. Его догоняют и, не дав перелезть через ограду, стаскивают на землю. Перед нами открывается территория закрытого учебного заведения. Картина проясняется. Сирил — трудный подросток. При живом отце — о матери мы ничего не знаем — он вынужден жить на полном пансионе в специализированной школе, где, очевидно, является одним из самых проблемных учеников. Тяжелейшая психологическая травма, нанесенная ему отцом, служит стержнем всего повествования. Сирил не верит, что отец смог вот так от него отказаться. Он решает его найти, а заодно и велосипед, которой, как нетрудно догадаться, является для мальчика единственным — и достаточным — доказательством любви к нему его родителя. Сирил сбегает из школы и направляется к последнему месту жительства отца, но вместо него наталкивается в доме на воспитателей, следовавших за ним по пятам. Пытаясь скрыться от них в очередной раз, мальчик забегает в травмпункт, расположенный на первом этаже здания, где, вцепившись в первого попавшегося человека, наотрез отказывается возвращаться в школу. Лишь предложение открыть комнату бывшего постояльца и убедиться, что ничего и никого там нет, побуждают Сирила выпустить из своих объятий обезумевшую от неожиданности женщину. А на следующий день происходит чудо. Утром мальчику сообщают, что его хочет видеть Саманта — та самая женщина, которую он вчера так напугал своим поведением. Более того: она привезла ему его велосипед! Как? Оказывается, отец Сирила продал его, чтобы хоть как-то расплатиться за аренду жилья. Саманте удалось выкупить его у бывших владельцев. Мальчик наотрез отказывается в это верить, но тем не менее с радостью принимает подарок. А напоследок неожиданно просит свою новую знакомую забирать его по выходным к себе домой из пансиона. Женщина соглашается, не догадываясь, чем это для нее закончится…
текст: Н. Поляков фото: кадры из фильмов