В этом году конкурсу, за ходом которого москвичи каждый раз следят с замиранием сердца, вспоминая своих лучших учителей, исполняется уже 27 лет. Столица вновь выбирает своего учителя, а мы представляем вашему вниманию хронику событий конкурса 2017 года.
1 Этап
Метапредметная олимпиада «Московский учитель»
Август–ноябрь 2016 года
Участники олимпиады — 10 203 московских учителей
Определены 99 призеров и 21 победитель
В активном поиске лучших
Метапредметная олимпиада «Московский учитель» проводится в столице уже в третий раз, и её формат позволяет учителям продемонстрировать, насколько виртуозно они владеют не только своим предметом, но и инструментарием других дисциплин, а также фундаментальными понятиями. Ведь в реальной жизни нет четкой границы между физикой и химией, географией и биологией, английским языком и информатикой. Невозможно сформировать у ребенка целостную картину этого непростого мира, когда сам учитель имеет четкое, непротиворечивое представление лишь об ограниченном фрагменте реальности. Учителем года сегодня может стать только тот, кто способен эффективно подготовить школьников к успешной работе в условиях конвергенции наук, и именно таких педагогов вот уже третий год выявляет олимпиада. В этом году непростые, но увлекательные олимпиадные задания «усадили» за парту более 9000 московских учителей.
2 Этап
Выбор финалистов
Январь–февраль 2017 года
Визитная карточка «Я — московский учитель»
Эссе «Школьные знания для реальной жизни»
Конкурс «Просто о сложном»
Определены 30 финалистов
Москва слезам не верит
Второй этап конкурса «Учитель года Москвы – 2017» стартовал в столице в январе. В состязании приняли участие победители первого этапа конкурса — метапредметной олимпиады «Московский учитель». Первое конкурсное испытание — «Визитная карточка». За три минуты участники должны были провести представление на тему «Я — московский учитель». Каждый конкурсант по-своему справлялся с задачей самопрезентации. Нелегко одновременно показать себя современным учителем и при этом не утратить связь с традициями педагогики, произвести яркое впечатление на компетентное жюри, в то же время оставаясь солидным. После объявления промежуточных результатов второго этапа лучшие учителя столицы приступили к заочным испытаниям конкурса. Они написали эссе на тему «Школьные знания для реальной жизни» (эссе памяти Виктории Молодцовой, шеф-редактора «Учительской газеты – Москва») и подготовили трехминутные видеоролики «Просто о сложном», где объяснили сложные понятия своего предмета простым языком.
3 Этап
Выбор лауреатов
26 марта – 1 апреля
• Авторские междисциплинарные мастер-классы
• Представление опыта и результатов работы
• Создание образовательного проекта
• Педагогические советы по актуальным темам современного образования
Финальные конкурсные испытания
Определены 10 лауреатов
Последний рубеж
Финал «Учителя года» прошел в филиале Московского Дома учителя «Поведники» в конце марта – начале апреля. Всем финалистам конкурса были вручены знаки отличия, теперь они входят в Межпредметную ассоциацию столичных учителей. Также участники получили дипломы, знаки «Учитель года Москвы» и памятные подарки от партнеров конкурса, которыми в этом году стали Российская академия образования, издательский дом «Аргументы и факты», издательство «Просвещение» и Банк ВТБ.
Большим жюри конкурса 1 апреля 2017 года были определены 10 лауреатов конкурса:
Елена Варенкова преподаватель химии Московского колледжа управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»
Кирилл Гоев учитель ОБЖ школы № 654
Александр Жигалов учитель русского языка и литературы школы № 878
Андрей Корнейчук учитель химии школы № 1535
Антон Кошелев учитель истории школы № 1370
Виктор Малков учитель школы № 1524
Татьяна Мансурова учитель математики школы № 1540
Антон Марко учитель физики школы № 2098
Алексей Машковцев учитель физической культуры школы «Премьер»
Иван Смирнов учитель биологии школы № 171
Кроме того, на мероприятии состоялось торжественное награждение педагогов – победителей в номинации «Эссе памяти Виктории Молодцовой» и еще одной номинации, которая была учреждена жюри, — номинации «Коллеги». В режиме реального времени на сайте конкурса финалисты проголосовали за того, кто, по их мнению, заслужил наибольшее признание коллег-конкурсантов. В этой номинации победили 2 учителя — историк Виктор Малков и биолог Иван Смирнов.
«Я поздравляю вас с тем, что вы уже финалисты. Это большая победа — выйти в финал из 10 тысяч человек. Вы все уже вошли в историю конкурса. Я желаю, чтобы вы отсюда увезли принцип командной работы. Потому что в жизни ничего нельзя добиться без команды. В этот раз все финалисты — это те ребята, которые готовы работать в команде. Самое главное качество, которое дает конкурс, это уверенность в себе: я — могу. А второе, что дает конкурс, — возможность работать над собой и становиться еще лучше. Очень важно, когда учитель не останавливается на достигнутом, потому что современная жизнь и современные дети привносят что-то новое в класс или на урок, в жизнь учителя, и поэтому всегда нужно учиться».
Владимир Михайлович Филиппов, председатель Большого жюри конкурса «Учитель года Москвы – 2017»,
ректор Российского университета дружбы народов, доктор физико-математических наук, профессор,
академик Российской академии образования
Победителям и непобедителям конкурса «Учитель года Москвы – 2017»
***
Милее в душе как зрителю Ну да, мы не победители… Мы выстрелим! Годы — девичьи!
Надежда на хеппи-энд.
И гордость за победителей —
Довольно понятный тренд.
Но кажется — пусть я мнителен! —
И в городе, и в стране,
Нас больше, непобедителей!
Нас много. И мы в цене!
Нам вечно другого хочется,
Швыряет то вверх, то вниз.
Но конкурс — уже закончился.
За конкурсом — просто жизнь…
Финала — отнюдь не фокусы —
Суровый, но честный счет
На «до» и на «после» конкурса,
Безжалостно рассечет…
Но хватит и так с лихвой:
Вы нас, вероятно, видели
На самой передовой…
Мы там, где нужней: мы преподы,
Классруки, директора,
Мы завучи и проректоры,
Герои телепрограмм…
Не всем повезло понравиться
Сидящим в Большом жюри.
Но не победитель Амундсен,
Не лауреат Кюри,
И даже финала не было
У Дарвина с Коцебу,
А Кука и, скажем, Кербеля
Не конкурс решил судьбу.
И будет учить легко
Историю с Базилевичем
И физику по Марко,
По Мансуровой — про графики
Великой учить стране,
И может быть, географии по
Гусеву. И — по мне…
Мы гении и так далее,
Мы бьемся башкой о лед,
Но титулы и регалии
То недо-, то перелет.
За это простые зрители,
Не любят обычно нас.
Нам имя — непобедители,
И это наш главный шанс…
Иван Колечкин,
член Большого жюри конкурса
Итоговым конкурсным испытанием для лауреатов конкурса «Учитель года − 2017» стал «Разговор с Министром». Они обсудили с Министром Правительства Москвы, руководителем Департамента образования Исааком Калиной тему «Москва. Школа. 2027 год».
Разговор выдался непростым и очень интересным, ведь лауреаты и Министр вели диалог на тему, волнующую не только педагогическое сообщество столицы, но и весь мир. 17 апреля 2017 года учителя и руководитель московского образования говорили о будущем.
Способны ли мы заглянуть в будущее? Кто он — учитель Школы завтрашнего дня? Что нужно взять с собой в будущее из образования настоящего? Электронная школа и государственный экзамен: чему учить выпускника 2027 года?
Десять вопросов, десять мнений лауреатов, десять комментариев Министра. Два часа обсуждения пролетели незаметно, и вот уже Большое жюри готово назвать имя абсолютного победителя — Учителя года Москвы − 2017.
Им стал Иван Смирнов, учитель биологии школы № 171. Он представит столицу на всероссийском конкурсе «Учитель года», который пройдет в конце сентября в Сочи.
текст: А. Лукутин, Е. Гавриленко фото: Н. Арефьева, пресс-служба ТЕМОцентра