Этим летом столичные учителя оказались в самом центре прогрессивных технологий: сколковский технопарк открыл двери для лауреатов и победителей конкурса педагогического мастерства «Учитель года Москвы». Об уникальной поездке журналу «Школа. Москва» рассказала ее участница, учитель начальных классов школы № 45 имени Л. И. Мильграма Надежда Ладилова.
Сейчас всё чаще на всевозможных образовательных конференциях и форумах звучат высказывания о том, что мы — учителя школ — готовим детей не к будущему, а к давно ушедшему прошлому. А какое оно — будущее? Как узнать, какие знания и компетенции понадобятся нашим ученикам?
В поисках ответов на эти вопросы группа педагогов — финалистов конкурса «Учитель года Москвы» отправилась в инновационный центр «Сколково». Именно при совместной поддержке фонда «Сколково» и Агентства стратегических инициатив издается альманах «Атлас новых профессий»*, а значит, именно там должны знать правильный «рецепт» человека будущего.
Стать резидентом «Сколково» и получить грант для воплощения своих идей очень непросто, поэтому каждый из них — «Самый счастливый человек на Земле»: арт-объект с таким названием находится в галерее первого этажа технопарка. Формулы счастья очень разные, но все абсолютно земные и доступные: возможность работать в команде единомышленников и создавать то, что до тебя еще никто не делал, любимая семья, хобби, умение замечать простые вещи — например, как выходит солнце из-за туч — и радоваться им.
Во время посещения технопарка мы смогли понаблюдать за работой разноразмерных стеклянных шоурумов, в которых сколковские компании представляют свои разработки. В одном из них как раз в это время проходил интенсив «Школа наставников» — подготовка организаторов и наставников проектной деятельности для системы среднего и дополнительного образования. В сопровождении экскурсовода мы заглянули в аддитивную лабораторию, где установлен самый крупный в России 3D-принтер, предназначенный для работы с деталями больших размеров (применяются в авиации, автомобилестроении, космической и медицинской отраслях); подержали в руках бионические протезы для детей и взрослых и узнали принцип их действия; помечтали об установке капсулы сна для отдыха учителей в каждой школе и личном электрическом скутере.
Конечно, было очень здорово увидеть своими глазами крупнейший в Европе технопарк, узнать о том, как устроена и развивается экосистема «Сколково», услышать рассказ об уже реализуемых стартапах и планах на будущее.
Международная гимназия «Сколково» по понятным причинам вызвала у всей нашей группы особый интерес. В таких школах всегда ожидаешь увидеть что-то особенное, найти «изюминку», которую обязательно захочется «примерить» на себя и свою школу. Да, как и все новые школы, гимназия «Сколково» отличается продуманной организацией пространства и его содержанием.
Что мне понравилось в гимназии больше всего? Библиотека! Просторная, светлая, вся пронизанная очень разными сюжетами в заботливо расставленных, легкодоступных книгах и журналах на нескольких языках и для всех возрастов. В ней действительно хочется остаться и почитать, уютно устроившись в одной из мягких ячеек специальной модульной конструкции.
Чего не хватило лично мне? Наполнения смыслами. Того чувства, когда заходишь в школу даже в каникулы и по детским работам, каким-то еле заметным деталям понимаешь, что дети и взрослые в ней не просто учатся и обучают, а живут — общаются, творят, озорничают… Но, может быть, это потому что гимназия еще молодая — ей всего три года. Или потому что мы, к сожалению, не имели возможности познакомиться с работающими в ней педагогами. Уверена, у нас обязательно нашлись бы общие темы, и тогда результат поездки стал бы для всех более «осязаемым». А может быть, потому что таких продвинутых школ, оснащенных по последнему слову техники, в Москве уже очень много? А очень хотелось удивиться… Не получилось.
Так какое же оно, будущее, и чем нам, учителям, необходимо снарядить своих учеников в дорогу? В какой-то момент на экскурсии по «Сколково» я поймала себя на мысли, что спросить об этом лучше всего самих детей. Они, благодаря открытости всему новому и незашоренности мышления, удивительным образом чувствуют предстоящие перемены. Взрослым осталось только научиться принимать эти подсказки и доверять им.
*«Атлас новых профессий» — это альманах перспективных профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие технологии, продукты и практики управления появятся и главное — какие специалисты будут востребованы у работодателей. «Школа. Москва» обязательно расскажет вам об «Атласе» в одном из следующих номеров.
текст: Н. Ладилова фото: Н. Арефьева