«Мудрый великан», «новый человек», «русский Гамлет» — так называли Ивана Сергеевича Тургенева современники. Писатель был весьма незаурядной, сложной и противоречивой личностью. Благодаря классику в обиход вошли такие литературные понятия, как «нигилист», «тургеневская девушка», «лишний человек». Произведения Тургенева и восхвалялись, и подвергались жесткой критике. В романах писатель часто ставил своих героев перед нравственным выбором, чтобы потом всю жизнь анализировать их поступки… Так каким же был на самом деле величайший классик?
Семья Ивана Тургенева происходила из старинного рода тульских дворян. Сергей Тургенев, отец писателя, прокутивший все средства красавец-кавалергард, чтобы поправить финансовое положение, женился на состоятельной немолодой помещице Варваре Лутовиновой. Брак этот нельзя было назвать счастливым — у женщины был властный, деспотичный характер. Спустя два года после свадьбы, в 1818 году, в Орле родился их второй сын — Иван. Свое детство Тургенев провел в имении Спасское-Лутовиново в Орловской области. Мать писателя строго воспитывала детей — ее искренняя забота удивительным образом сочеталась с суровым нравом: она нередко наказывала маленького Тургенева тумаками. И всё-таки именно благодаря стараниям этой женщины будущий писатель получил прекрасное образование: занятия в доме вели лучшие французские и немецкие гувернеры, и младшие Тургеневы активно изучали иностранные языки, по вечерам же традиционно проходило чтение русской литературы — Карамзина, Жуковского, Пушкина.
Пращуры Тургенева были коренными москвичами, однако события 1812 года, пожар и разорение Москвы обрекли Лутовиновых-Тургеневых на постоянное проживание в губернской глубинке. Поэтому, когда Ване Тургеневу исполнилось 9 лет и возникла необходимость вернуться в первопрестольную, собственного жилья у семейства уже не было. Они сняли на год дом статской советницы Коптевой в приходе церкви Георгия. Вскоре Варвара Петровна купила дом на Садово-Самотечной, но спустя год по невыясненным причинам семейство спешно покинуло город и возвратилось в деревню. Однако большое желание Варвары Петровны дать детям лучшее образование сподвигло Тургеневых вновь уехать в Москву, чтобы сыновья продолжили обучение. Мать писателя не любила длительное время жить в одном и том же доме, и Тургеневы почти каждый год «нанимали» для себя в «дворянских» кварталах то одно, то другое жилище. Возможно, поэтому в будущем Тургенев станет известен еще и как непревзойденный знаток Москвы: для каждого из своих героев он специально подбирал площади, улицы, переулки, четко представляя, кто и где «приживется».
Тургенев рано обнаружил незаурядные способности, и родители стали хлопотать о принятии его в неполные 15 лет, в исключение из правил, на 1-й курс словесного отделения Московского университета. Год, проведенный Тургеневым в старейшем в России высшем учебном заведении, оказался самым значительным в становлении будущего писателя и мыслителя. Студент лелеял мечту стать поэтом и потому искал вдохновение в стихах Шекспира и лорда Байрона. Мастерски владея словом, он переводил их произведения. Вместе с Тургеневым на старших курсах тогда учились Александр Герцен, Николай Огарев, Николай Станкевич. Позже Иван Гончаров скажет об эпохе этого студенчества как о расцвете «золотого века университетской республики».
Московское время Тургенева — это еще и его первая любовь, первые публикации и театральные постановки, встречи с выдающимися людьми. Одно время он был страстно влюблен в дочь известной княгини Шаховской — Екатерину, которая была старше будущего классика на четыре года. Но, увы, она вскружила голову не только ему — перед чарами красавицы не устоял и отец писателя, которому кокетка ответила взаимностью. Сердце Тургенева-младшего было разбито, и позже он наделит некоторыми чертами Кати Шаховской героиню своей повести «Первая любовь».
После смерти мужа Варвара с детьми переехала в Петербург. Там Иван Тургенев поступил на философский факультет Петербургского университета. Именно тогда он серьезно увлекся лирикой и написал первое произведение — драматическую поэму «Стенo». Кстати, в дальнейшем писатель отзывался о собственном творении так: «Совершенно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду».
Окончив университет, 20-летний Тургенев отправился в Европу, чтобы продолжить образование. Это был период больших путешествий по Франции, Голландии, Италии, Германии. В 1840-х годах Тургенев вернулся на родину и получил степень магистра греческой и латинской филологии всё в том же Петербургском университете. Впоследствии он даже хотел защищать диссертацию, но желание творить и писать вытеснило интерес к науке. Иван Сергеевич имел множество друзей среди писателей и критиков. В круг его знакомых входили и Николай Гоголь, и Николай Некрасов, и Лев Толстой, и Афанасий Фет. И это несмотря на то, что человеком он был крайне необязательным: Тургенев проявлял поразительную безответственность по отношению к своим коллегам, чем ставил прежде всего самого себя в очень неудобное положение. Например, уже будучи приглашенным Некрасовым в издание «Современник», он должен был сдать рассказ, однако не прислал его и с неделю не показывался в редакции. Некрасов заволновался за своего автора и друга и даже дважды ездил к нему домой, но не застал. Наконец, разозлившись, он написал ему записку, убедительно прося тотчас прислать рукопись. В итоге Тургенев явился в редакцию со словами: «Браните меня, господа, как хотите, я даже сам знаю, что сыграл с вами скверную шутку, но что делать, вышла со мной плохая история. Я не могу дать вам этого рассказа, а напишу другой к следующему номеру».
Однако это ничуть не умаляло его заслуг перед литературой уже в то время, поэтому писателю прощались многие выходки.
В 1843 году под инициалами Т. Л. (Тургенев-Лутовинов) вышла поэма Тургенева «Параша», которую высоко оценил Виссарион Белинский. С этого момента их знакомство переросло в крепкую дружбу — Тургенев даже стал крестным сына критика. В этом же году произошла еще одна значимая встреча в жизни писателя — он знакомится с Полиной Виардо.
Всё началось с того, что в Петербурге открыли итальянскую оперу. Певшая в ней молодая Виардо была музой всего Петербурга: во всех гостиных только и рассказывали о том, как публика засыпает ее цветами и подарками. Тургенев только равнодушно кивал — предмет всеобщего обожания его совершенно не интересовал. Однажды в редакции «Современника» он услышал слова Панаевой о том, что всё это — массовое безумие, потому что таких страшных женщин, как «эта Виардо», свет не видывал. «Лицо у нее — смесь грифона с лошадью, да и вообще весь облик — лошадиный», — так нелестно отзывалась женщина о певице. Никто не возразил, а Тургенев заинтересовался — ему захотелось увидеть предмет всеобщего спора самому. Однако попасть в театр оказалось не так просто — билеты были раскуплены наперед. Писателя выручил Гедеонов, сын знаменитого театрального директора и поклонник певицы. Он помог Тургеневу попасть на концерт и устроил встречу с Виардо. Когда ее гости стали расходиться, хозяйка неожиданно задержала Тургенева — так и началась эта великая история любви, которая продлилась 40 лет.
Современники Тургенева, друзья писателя и его биографы разошлись во мнениях об этом союзе. Кто-то говорил о том, что это возвышенное платоническое чувство, кто-то в противовес ставил немалые суммы, которые оставлял писатель в доме Полины и ее мужа Луи. Муж Виардо сквозь пальцы смотрел на связь Тургенева с женой и позволял ему месяцами жить в их доме. Одно можно сказать точно — это было время великого вдохновения.
Иван Тургенев писал и для взрослых, и для детей. Юным читателям прозаик подарил сказки и рассказы-наблюдения «Воробей», «Собака», «Голуби», написанные богатым и понятным языком. Рассказ «Муму», а также ставшие событиями в культурной жизни России романы «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым» предназначались для более взрослой аудитории и снискали успех у публики. В 1856 году Тургенев отбыл за границу, где продолжал творить: зимой в Париже он завершил мрачную повесть «Поездка в Полесье», а в Германии в 1857 написал «Асю». В период жизни на Западе Иван Сергеевич неожиданно вступил в затяжные конфликты с Федором Достоевским, Николаем Некрасовым и Львом Толстым. С последним он даже собирался драться на дуэли, но, к счастью, обошлось. Правда, писателям понадобилось целых 17 лет, чтобы забыть вражду…
Кроме того, после выхода романа «Отцы и дети» он поссорился с литературной общественностью, называвшейся прогрессивной, зато неожиданно получил признание в Европе как романист. Он сблизился с писателями-реалистами Проспером Мериме, братьями Гонкурами, Эмилем Золя и Гюставом Флобером. Однако с небольшими перерывами Тургенев бывал и подолгу жил в Москве: его многое связывало с этим городом. Судьбы его жителей, московские впечатления, быт, язык, реальные события и адреса мы можем увидеть в произведениях писателя, начиная от самого раннего его рассказа и до повести «Клара Милич». В предпоследний раз Тургенев приехал в Россию в 1880 году. В Москве он присутствовал на открытии памятника Александру Пушкину, которого считал великим учителем. Последний визит писателя в первопрестольную в 1881 году, так уж получилось, был мимолетным.
В 2018 году исполнилось 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Проследить историю его жизни сегодня можно в отреставрированном музее, который носит имя писателя. Это особняк, расположенный по адресу Остоженка, 37, где в течение десяти лет (с 1840 по 1850 год) проживала мать писателя Варвара Петровна Тургенева.
Дом-музей был открыт после комплексной реставрации, и сейчас в нем представлено более 1500 экспонатов, включая написанный Федором Буровым прижизненный портрет писателя.
Среди уникальных экспонатов — мультимедийные панели, благодаря которым история этого дома буквально оживает.
Одним из таких удивительных предметов является зеркало, из которого раздаются голоса, а затем появляются фигуры — матери и двух сыновей. Зеркало воспроизводит ссору Варвары Петровны и писателя, причиной которой послужил его роман с Полиной Виардо.
Мать не одобряла этих отношений. После скандала она выгнала сына и разбила его портрет, который и сегодня можно увидеть на музейном полу.
Всё: предметы интерьера, личные вещи писателя — воссоздает ту, давно ушедшую эпоху.
Но главный экспонат — это сама усадьба, которую восстановили по чертежам и письмам Варвары Петровны. На приусадебном участке возвели первый в Москве памятник Тургеневу, а рядом — скульптуру одного из самых известных героев автора, собаки Муму.
Яркий, амбициозный, талантливый — так описывали коллеги-писатели Ивана Сергеевича в своих воспоминаниях. Тургенева и сегодня можно назвать воплощением человека нового времени: писатель, поэт, переводчик и мыслитель, он оставил яркий след не только в русской, но и в мировой культуре.
текст: В. Разводовская фото: А. Данилкин, www.culture.ru