Наука о жизни. Начало

Напряженная борьба за существование. Естественный отбор, в котором побеждают наиболее приспособленные. Генезис органического мира и развитие жизни на Земле. А еще — постоянное взаимодействие различных научных дисциплин и процесс эволюции с точки зрения современного ученого. Всё это — ключевые темы лекции «Современная палеонтология», которая состоялась в московской школе № 1534 в рамках проекта «Кружок от академика».

Палеонтология (от др.-греч. παλαιοντολογία) — наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности.

Брахиоподы и хиолиты, иглокожие и раннекембрийские двустворчатые моллюски. К чему может привести совокупность биотических и абиотических факторов? Что такое процесс биоминерализации? Почему приблизительно 540–570 миллионов лет назад, в период так называемого «кембрийского взрыва» произошла настоящая skeleton revolution — одно из важнейших событий в истории нашей планеты — и у простейших животных появилась возможность обзавестись твердым скелетом?
Опора для мышц, мощные когти и челюсти, острые зубы — вот что означало для живых организмов появление позвоночника! Смена состава морской воды, рождение хищников, накопление в воде свободного кислорода — до сих пор ученые всего мира спорят о том, что именно послужило «спусковым механизмом». Но, расходясь в научных гипотезах, они абсолютно едины в одном: появление скелетной основы стало началом новой эпохи развития жизни на Земле.
Слушателей лекции — столичных старшеклассников — нисколько не озадачило обилие научных терминов: ребята с удовольствием приняли участие в увлекательном разговоре о жизни планеты «по ту сторону» знаменитой временной ленты. Идеальный, практически вечный носитель информации — окаменелость — дает ответы на многие вопросы, помогая представить, какой была наша планета миллионы лет назад. Характер климата, особенности местности и изменения, которым подвергались биологические формы, — необходимую информацию с помощью новейшей техники ученые «считывают» с первобытной карты памяти.
Конечно, не всё так однозначно: например, внезапное появление различных форм животных в кембрийских пластах: тот самый «кембрийский взрыв» входит в противоречие с идеей постепенной эволюции, то есть с теорией Дарвина! Это означает, что у молодых палеонтологов есть обширное поле для исследовательской деятельности и новых открытий.
Чуть приоткрыть таинственный мир палеонтологии старшеклассникам помог доктор биологических наук, профессор РАН, заместитель директора по научной работе Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН Павел Порхаев. «Школе. Москве» повезло — Павел Юрьевич согласился на незапланированное мини-интервью.

 

 

— Павел Юрьевич, пожалуйста, расскажите читателям нашего журнала, чем занимаются современные ученые-палеонтологи?
— Знаете, я не думаю, что работа современного палеонтолога чем-то принципиально отличается от исследовательской деятельности его коллег 15 или даже 100 лет назад! Мы также продолжаем изучать органический мир прошлых эпох. Конечно, появилось много возможностей для изучения — новые методики, новые технологии! Но цели и задачи, как были у Жоржа Кювье в 18 веке, так и у нас остаются практически одинаковыми. (Жорж Кювье — французский естествоиспытатель, натуралист. Считается основателем сравнительной анатомии и палеонтологии — прим. ред.). Это реконструкция органического мира, выяснение путей и закономерностей его эволюции. Сегодня нам в этом, конечно, помогают и компьютерная томография, и электронная микроскопия, и еще множество различных методик, включая палеогенетические методы исследования. И знаете, что самое удивительное? Это очень современная профессия, ведь палеонтолог — исследователь органического мира прошлого — может дать ответы, касающиеся дня сегодняшнего!

— Если очень коротко, такой непростой и сложночитаемый научный термин, как биоминерализация, — что это?
— Ну, если кратко и максимально понятно (смеется), то биоминерализация — это процесс, который лежит в основе такого эволюционного феномена, как «скелетная революция». Это совокупность нескольких процессов, в ходе которых происходит образование неорганических твердых веществ живыми организмами.

— Ваша лекция — часть проекта «Кружок от академика». Не будет преувеличением сказать, что вы, как состоявшийся ученый, проектом заинтересовались?
— Да, конечно! Вообще, это очень хорошая идея — приглашать специалистов из ведущих университетов и научных организаций страны. Действительно, нужно серьезно говорить о различных научных дисциплинах, которые не входят в традиционные курсы среднего образования. Может быть, это каким-то образом поможет сориентироваться еще не определившимся ребятам, старшеклассникам, которые пока не решили, чему посвятить жизнь.

— Вы согласны, что такие лекции — это, во-первых, прекрасная возможность для ребят получить важную информацию и задуматься о будущей профессии? А во-вторых — это шанс для ученых присмотреть себе достойную команду единомышленников, в буквальном смысле слова «со школьной скамьи»?
— Вы знаете, очень актуальный вопрос на самом деле! В нашем Палеонтологическом институте уже разработана целая система — есть кружок, в котором занимаются ребята от младшего школьного возраста до старшего, то есть как раз до того момента, как приходит время поступать в вузы! Есть также базовая кафедра — можно сказать, что мы «держим руку на пульсе» студентов, которые обучаются на кафедре палеонтологии геологического факультета. Как видите, весь спектр возможностей для встречи талантливых абитуриентов, а в дальнейшем — студентов с нашими преподавателями представлен! Но, безусловно, согласен, проект «Кружок от академика» — отличный способ привлечь к нам еще больше юных любителей палеонтологии. Возможно, в будущем — это наши студенты и сотрудники.

— Павел Юрьевич, а что было самым главным в сегодняшней лекции?
— Показать процесс эволюции с позиции палеонтолога, конечно! Как современные ученые сегодня видят этот процесс — вот что важно! И, конечно, объяснить, каким образом связаны различные направления — биология, химия, в какой-то степени астрономия, астрофизика и палеонтология — в едином комплексе современных естественных наук. Знаете, ведь здесь мы говорим и о междисциплинарности, и об интегративности палеонтологии, то есть о том, без чего просто невозможно современное образование.

Конечно, не все ребята выберут науку делом своей жизни, но в чем мы совершенно уверены — лекция никого не оставила равнодушным. Лучшее доказательство — комментарии школьников!

 

 

«Я всё детство провела в Дарвиновском музее — для меня всегда были очень интересны эти походы туда, а сейчас, когда я узнала, что мы пойдем на лекцию по палеонтологии, с нетерпением ждала этого. Несмотря на обилие специфических терминов, нам всё очень понятно объяснили — после лекции не осталось никаких вопросов»

Ангелина, ученица 9 класса

 

«Еще с пятого класса, на уроках биологии, меня всегда интересовал процесс развития природы, а также взаимосвязей в живом мире. Объем информации сегодня, конечно, был серьезный! Всегда увлекалась эволюцией, космосом — мне кажется, ничего интереснее просто не бывает! Лекция была по-настоящему познавательная, как мне, так и другим ребятам всё очень понравилось! А уж для общего развития — просто незаменима! И самое главное — всё было максимально понятно и доходчиво»

Екатерина, ученица 9 класса

 

«Мне предстоит сдавать Единый государственный экзамен по биологии — так что для меня эта лекция была как раз то, что нужно! Получил огромное количество актуальной информации. Всё абсолютно доступно и самое главное — очень интересно!»

Борис, ученик 9 класса

 

 

текст: Е. Рипс   фото: Н. Арефьева

 

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: