Как определить, что ваш ребенок готов пойти в школу? Чему необходимо научиться будущему первокласснику до того, как сесть за парту, чтобы обучение не превратилось в мучение?
Завязывать шнурки и застегивать пуговицы
Это важно не только потому, что школьник должен быть в состоянии сам собраться, переобуться, переодеться. Развитием мелкой моторики необходимо заниматься до школы: ведь пока ребенка не слушаются руки и пальцы, его не слушается и речь.
Играть. Принимать правила игры и следовать им
В игре усваиваются разные модели отношений между людьми, развиваются воля, память и мышление. От умения играть зависит способность действовать согласно плану и замыслу, принимать новые социальные роли. Способность договариваться и работать в группе также формируется и отрабатывается в игре.
Убирать свою комнату, собираться в поездку, накрывать на стол к приходу гостей
Ребенок, который собирается в школу, должен уметь выполнять простые алгоритмы, планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, удерживать во внимании инструкцию. Таким образом, происходит развитие произвольной регуляции.
Спокойно стоять в очереди
На первый взгляд, это абсолютно неважное умение для будущего первоклассника. Но на самом деле от произвольной регуляции своего поведения, зависит успешность начала обучения в школе.
Ориентироваться во времени и пространстве
Уметь правильно определять такие понятия, как выше — ниже, вперед — назад, слева — справа. Знать, сколько часов в сутках, дней в неделе и месяце, месяцев в году. Это нужно не для того, чтобы продемонстрировать бабушкам умение тараторить названия, а потому, что без этого невозможна самоорганизация.
Ребенок, который идет в школу, должен быть способен почувствовать разницу между пятью минутами и получасом.
Рассказывать и отвечать на вопросы, слушать и задавать вопросы
У каждого ребенка есть свои увлечения. Это может быть и рисование, и танцы, и спортивные игры, и даже просмотр мультфильмов — то, чем ему хочется и нравится заниматься.
Умение рассказать о своем увлечении, ответить на заданные вопросы, а также в свою очередь выслушать рассказ сверстника или взрослого и задать свой вопрос приобретает особую важность. Ведь обучение — это не только посещение уроков и выполнение заданий: в школе ребенок взаимодействует с другими, учится находить компромиссы, сотрудничать и искать решения конфликтных ситуаций.
Важно
Ребенок, который идет в школу, не обязан уметь писать, читать, считать и играть в шахматы. Он должен быть способен концентрироваться на задаче, уметь услышать и понять задание, вербальную инструкцию, сделать по образцу, усвоить и применить алгоритм. Ребенок, который собирается в школу, прежде всего должен быть самостоятельным.
текст: А. Светлова фото: Н. Арефьева